РП ВД Исторический театр ООО 2025-2026

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО
___________А. В. Кульчицкая
Протокол № 1
«28» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по Директор
УВР __________
___________К.Д.Минаев
А. Ю. Решетняк
Приказ № 385-О от
Протокол педагогического
«29» августа 2025 г.
совета № 36 от
«29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« ИСТОРИЧЕСКИЙ ТЕАТР »
ДЛЯ 5, 8, 9 КЛАССА
2025 - 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: учитель
Кривякина Виолетта Николаевна

Евпатория, 2025 г.

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Исторический театр»
составлена на основе положений и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(далее

–

ФГОС

СОО),

утвержденного

приказом

Министерства

просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732,
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (с
изменениями от 29 декабря 2014 г. № 1644), а также с учетом федеральной
рабочей программы воспитания, Концепции преподавания учебного курса
«История России» в образовательных организациях, реализующих
основные общеобразовательные программы (утверждена решением
Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от
23 октября 2020 г.)
При

разработке

программы

использовались

также

следующие

нормативные документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению

традиционных

российских

духовно-нравственных

ценностей»;
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
При разработке программы были использованы:
 учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко,
С.М.

Альхимович,

Ю.Л.

Алянского,

Л.Б.

Баряевой,

И.Б.

Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации
театра.

2

 материалы из книги доктора педагогических наук, профессора,
заслуженного учителя РФ В.В. Шогана «Методика преподавания
истории в школе»
2.Общая характеристика
2.1. Актуальность внеурочной деятельности
Роль предмета истории, в школе, несомненно, высока. Изучение его – это
не просто знакомство обучающихся с рядом исторических событий, а
главной задачей исторического образования является воспитание:
-воспитание
развитие

гражданственности,

мировоззренческих

национальной

убеждений

идентичности,

учащихся

на

основе

осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных,
национальных традиций,

нравственных и социальных установок,

идеологических доктрин.
-формирование исторического мышления – способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и
личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и
современности.
Каким же должен быть результат обучения истории? В итоге обучения,
мы должны видеть не просто ученика в совершенстве ориентирующегося в
исторических датах, персоналиях и терминологии, для которого всё это
лишь сухие факты, а Человека с активной жизненной позицией, который
ценит историческое событие, уважает историю своей семьи, своей малой
Родины, своей Страны. Когда он смотрит на историческое событие и
оценивает его значимость с точки зрения человеческих переживаний.
Когда слово «война» не ограничивается в детском сознании датами.
«Война» -это миллионы человеческих жизней, это поломанные судьбы,
3

это не родившиеся поколения. Воспитание в детях уважения к истории и
понимания ценности исторических событий - это сверхзадача предмета
истории.
Осознавая важность истории в формировании определённых качеств,
возникает необходимость изучения предмета после звонка - внеурочной
деятельности. Современная система эстетического воспитания является
наследницей богатых традиций отечественной культуры, в том числе по
линии театральной педагогики. Опыт театральных постановок силами
учащихся существовал ещё в дореволюционной России. В ХХ столетии
это направление получило не только дальнейшее развитие, но и научное
обоснование.
2.2. Направленность внеурочной деятельности
Направленность внеурочной деятельности по предмету история была
определена на основе проблематики предмета.
Воспитание конкурентоспособной личности –это главный запрос
современного общества, предъявляемый школе. И особые требования
выдвигаются именно уроку истории, ведь История всё больше превращается
в науку, основой которой является не факт, а мнение. Мнение же умеющего
отстоять свою точку зрения чаще является общепринятым. Поэтому именно
сегодня учитель истории несёт большую ответственность . Как учитель
истории , прежде всего, я должна научить детей мыслить и анализировать,
формировать свою позицию в обществе, формулировать своё мнение на
событие истории, подкреплять его неоспоримыми фактами. Но большая
сложность в том, что основой этого мнения должны быть нравственные и
духовные принципы. Мнение не должно противоречить законам совести,
чтобы не быть разрушительным.
Отсюда формируется проблема: Как создать условия для формирования
конкурентоспособной личности с духовно-нравственными принципами?
4

В поиске решения проблемы я обратилась к приёмам театрализации как
средству формирования нравственных качеств. В ходе работы , я отметила,
что тема урока истории не должна выдаваться только в виде текста . Ведь
материал учебника часто довольно односторонне освещает событие . В моём
видении, событие истории должно быть воспринято как исторический факт,
разрушено на существующие мнения, подкрепленные доказательствами,
оценено с точки зрения нравственности и духовности, сложено в целостную
картину события.
Современная система эстетического воспитания является наследницей
богатых традиций отечественной культуры, в том числе по линии театральной
педагогики. Опыт театральных постановок силами учащихся существовал ещё
в дореволюционной России. В ХХ столетии это направление получило не
только дальнейшее развитие, но и научное обоснование.
Особый интерес к этому направлению педагогики у меня вызвал Урок
жизнетворчества В.В. Шогана, один из блока уроков личностноориентированной технологии.
Владимир Владимирович в своей книге «Уроки истории нового поколения»
предложил урок жизнетворчества как предмет создания особой атмосферы
эпохи, и как вариант – урок актуально-жизненной имитации (урокспектакль).
Работа с приёмами Театральной педагогики довольно результативна. Дети
учатся рассматривать событие с разных ракурсов, размышлять над ним,
анализировать. В итоге урок приобретает формы событийного поиска
непредсказуемого ответа, а не навязывания однобокого факта.
Приёмы Театральной педагогики предусматривают основательную
подготовку, и такая подготовка постепенно перевоплотилась во внеурочную
деятельность, работающую во благо урока - «Исторический театр».
Деятельность школьного театра вносит большой вклад в реализацию
программы воспитательной работы, открывает широкие возможности для
5

самоорганизации обучающихся, проявления их активной социальной
позиции. Внеурочные театральные занятия содержат в себе глубокий
психотерапевтический потенциал, они способны выполнять функцию артпропедевтики (А. Мелик-Пашаев), предупреждения причин делинкветного
поведения обучающихся. Дух сотрудничества, активные формы совместной
проектной деятельности старших и младших школьников, разнообразные
способы привлечения родительской аудитории позволяют сделать школьный
театр «точкой сборки» межпоколенных отношений, укреплять
гуманистические, нравственные, семейные ценности. Дружба,
взаимопомощь, чувство коллективизма, самоотдача, настроенность на
другого человека, уверенность в себе – эти и другие исключительно важные
качества личности, ценностные установки формируются органично и
естественно в процессе занятий театром.
Деятельность театрального коллектива в общеобразовательной школе
становится центром притяжения для всех участников образовательного
процесса. Каждое представление театра является ярким событием не только
для его воспитанников, но и для других обучающихся, учителей,
администрации образовательного учреждения. Премьерные показы
спектаклей превращаются в значимые вехи творческой жизни, делают школу
привлекательным местом, создают атмосферу праздника, волшебства,
придают учебно-воспитательному процессу особое измерение, дают импульс
жизненной энергии, свободы.
Особенность программы
Начинается работа над сценарием, актёрским мастерством, декорациями. И
здесь, само собой, деятельность «Театр» перерастает в три вида
деятельности. Таким образом, ребята делиться на три группы, в зависимости
от индивидуальных особенностей и пожеланий участников.

6

ТЕАТР ИСТОРИИ

Литературная группаСценаристы

Декораторы
(создание декораций при
помощи техники рисования
песком на стекле, тренировка
техники, репетиции)

(изучение темы, поиск
дополнительной литературы
по теме, написание сценария,
подбор актёров)
(

Труппа актёров
(изучение сценария, изучение
особенностей одежды и
аксессуаров определённого
времени, подбор костюмов,
,репетиции)

Особенностью программы является то, что в ходе занятий обучающиеся не
только узнают подробнее об историческом событии, пишут и учат сценарий,
вживаются в роль, но и создают декорации.
Так во внеурочной деятельности «Исторический театр» сосредоточены три
направления работы детей - развитие актёрского мастерства, литературных
способностей, усвоение исторической информации.
Театральная постановка воздействует на личностные ощущения , помогает
играющим тот или иной персонаж почувствовать событие и настроение
персонажа истории. То есть учащийся переживает событие и осознаёт его
значимость.

7

2.3. Цель внеурочной деятельности
Курс имеет историко-просветительскую цель, способствует формированию у
обучающихся готовности к защите исторической правды и сохранению
исторической памяти, противодействию фальсификации исторических
фактов.
2.4.Задачи внеурочной деятельности:
- дать дополнительные знания по истории Отечества при особом внимании к
месту и роли России во всемирно-историческом процессе как самобытной
цивилизации;
- расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных
исторических источников с целью противодействия попыткам
фальсификации истории;
- способствовать развитию и воспитанию личности, способной к
гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта государства;
- показать достижения предшествующих поколений, их вклад в
экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;
- подчеркнуть историческую роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма
в формировании традиционных ценностей народов России;
- содействовать формированию интереса обучающихся к материальным,
культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;
- сформировать способность интегрировать знания из курса истории,
литературы, обществознания, географии в целостную картину прошлого и
настоящего России;
- способствовать осознанному единству с народом России как источником
власти и субъектом тысячелетней российской государственности;

8

- формировать навык распознавания, понимания и анализа характерных для
российской идентичности образов, культурных форм, символов и сюжетов
при знакомстве с памятниками культуры;
- на примере исторических личностей сформировать понимание важности
ответственного служения своему народу и государству;
- способствовать расширению знаний обучающихся о региональной истории,
об известных людях родного края.
2.5. Место в учебном плане
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в
течение одного учебного года в 5, 8 и 9 классе

2.6 . Предполагаемые результаты
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение традиций и ценностей современного общества, уважение прав
и свобод человека;
— осмысление

социально-нравственного

опыта

предшествующих

поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего
народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
— способность

сознательно организовывать и регулировать свою

деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией,
анализировать, выделять главное;
9

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в
школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими
людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
— овладение целостными представлениями об историческом пути
человечества как необходимой основы для миропонимания и познания
современного общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений прошлого и современности ;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

2.7 Содержание
-Тема «170 лет завершения Первой героической обороны Севастополя».
В ходе занятий идёт подготовка к театральной постановке. Она посвящена
170-летию со дня завершения Первой героической обороны Севастополя.
Постановка ярко отражает подвиг защитников города. Оборона Севастополя
закончилась, когда пал Малахов курган - опорный пункт всей линии защиты.
Русская армия покинула Южную сторону и отошла на Северную. Казалось
бы, эта дата означает поражение, но в то же время подчеркивает мужество и
стойкость защитников Севастополя, потому что они обороняли город 349
дней.

10

-Тема «145-летие со дня рождения Дмитрия Михайловича Карбышева».
В 2025 году исполняется 145 лет со дня рождения российского и советского
фортификатора, крупнейшего отечественного ученого — военного инженера,
генерал-лейтенанта инженерных войск, Героя Советского Союза — Дмитрия
Михайловича Карбышева. Данная постановка отражает Благородство, честь
и несгибаемую волю Дмитрия Михайловича Карбышева.
-Тема «К 110-летию Константина Симонова». Поэтически-драматический
спектакль по стихотворению Константина Симонова «Сын артиллериста»
Постановка ярко отражает события, происходившие во время Великой
Отечественной войны. Впервые баллада «Сын артиллериста» была
напечатана в архангельской окружной газете «Патриот Родины» 3 ноября
1941 года и вскоре после публикации исполнена со сцены Архангельского
драматического театра артистом Сергеем Николаевичем Плотниковым.
Из воспоминаний С.Н.Плотникова: «В скупых мужественных строках
открылись такие вершины морального духа! В обыкновенном Леньке,
майоровом сыне, увиделись миллионы таких же мальчишек, которые
проливали кровь на фронте, сутками стояли у станков в тылу. Никогда – ни
до, ни после – не работал я с таким воодушевлением, как над этим
произведением ».
-Тема «Декабристы. Судьбы». Театральная постановка рассказывает о том,
как 200 лет назад 14 декабря на Сенатскую площадь вышли декабристы. Эта
постановка о людях и их чувствах, эмоциях и убеждениях, показанных в
контексте уникальных исторических событий. Творческая команда надеется,
что спектакль заденет зрителя за живое и заставит его открыть учебник
истории.
-Тема « Истории веры. Николай Чудотворец». Обучающиеся подробно
знакомятся с личностью Святого Николая Чудотворца, который стал
прообразом нашего Деда Мороза. Постановка приурочена к международному
дню Деда Мороза и Снегурочки.
11

-Тема «Ворошиловский стрелок». Постановка к 145-летию Климента
Ефремовича Ворошилова о снайперах Великой Отечественной войны.
Первые снайперские курсы открылись в 1929 году. С тех пор они только
множились, подготовкой стрелков занимались спортивные организации и
армейские части. К началу Великой Отечественной Войны в рядах Красной
армии служили тысячи снайперов. На каждый взвод приходилось минимум
два стрелка. И они внесли очень ощутимый вклад в общую победу. Лучшие
снайперы уничтожили за годы боёв по несколько сотен вражеских солдат.
Эти люди достойны того, чтобы их уважали и помнили.
-Тема «Народное ополчение». Постановка призывает задуматься о роли
народа в истории страны. 23 февраля 2014 года в Крыму сформировалось
Народное ополчение. Твёрдая позиция жителей Крыма привела к
воссоединению нашего полуострова с Россией
-Тема «Девичий батальон». Постановка «Девичий батальон» основана на
событиях ВОВ. Задача этой постановки дать представление об отваге и
мужестве русских девушек, которые не щадя своих жизней становились на
защиту Родины.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».