МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО
___________А. В. Кульчицкая
Протокол № 1
«28» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по Директор
УВР __________
___________К.Д.Минаев
А. Ю. Решетняк
Приказ № 385-О от
Протокол педагогического
«29» августа 2025 г.
совета № 36 от
«29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« ИСТОРИЧЕСКИЙ ТЕАТР »
ДЛЯ 5, 8, 9 КЛАССА
2025 - 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: учитель
Кривякина Виолетта Николаевна
Евпатория, 2025 г.
1
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Исторический театр»
составлена на основе положений и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(далее
–
ФГОС
СОО),
утвержденного
приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732,
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (с
изменениями от 29 декабря 2014 г. № 1644), а также с учетом федеральной
рабочей программы воспитания, Концепции преподавания учебного курса
«История России» в образовательных организациях, реализующих
основные общеобразовательные программы (утверждена решением
Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от
23 октября 2020 г.)
При
разработке
программы
использовались
также
следующие
нормативные документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей»;
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
При разработке программы были использованы:
учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко,
С.М.
Альхимович,
Ю.Л.
Алянского,
Л.Б.
Баряевой,
И.Б.
Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации
театра.
2
материалы из книги доктора педагогических наук, профессора,
заслуженного учителя РФ В.В. Шогана «Методика преподавания
истории в школе»
2.Общая характеристика
2.1. Актуальность внеурочной деятельности
Роль предмета истории, в школе, несомненно, высока. Изучение его – это
не просто знакомство обучающихся с рядом исторических событий, а
главной задачей исторического образования является воспитание:
-воспитание
развитие
гражданственности,
мировоззренческих
национальной
убеждений
идентичности,
учащихся
на
основе
осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных,
национальных традиций,
нравственных и социальных установок,
идеологических доктрин.
-формирование исторического мышления – способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и
личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и
современности.
Каким же должен быть результат обучения истории? В итоге обучения,
мы должны видеть не просто ученика в совершенстве ориентирующегося в
исторических датах, персоналиях и терминологии, для которого всё это
лишь сухие факты, а Человека с активной жизненной позицией, который
ценит историческое событие, уважает историю своей семьи, своей малой
Родины, своей Страны. Когда он смотрит на историческое событие и
оценивает его значимость с точки зрения человеческих переживаний.
Когда слово «война» не ограничивается в детском сознании датами.
«Война» -это миллионы человеческих жизней, это поломанные судьбы,
3
это не родившиеся поколения. Воспитание в детях уважения к истории и
понимания ценности исторических событий - это сверхзадача предмета
истории.
Осознавая важность истории в формировании определённых качеств,
возникает необходимость изучения предмета после звонка - внеурочной
деятельности. Современная система эстетического воспитания является
наследницей богатых традиций отечественной культуры, в том числе по
линии театральной педагогики. Опыт театральных постановок силами
учащихся существовал ещё в дореволюционной России. В ХХ столетии
это направление получило не только дальнейшее развитие, но и научное
обоснование.
2.2. Направленность внеурочной деятельности
Направленность внеурочной деятельности по предмету история была
определена на основе проблематики предмета.
Воспитание конкурентоспособной личности –это главный запрос
современного общества, предъявляемый школе. И особые требования
выдвигаются именно уроку истории, ведь История всё больше превращается
в науку, основой которой является не факт, а мнение. Мнение же умеющего
отстоять свою точку зрения чаще является общепринятым. Поэтому именно
сегодня учитель истории несёт большую ответственность . Как учитель
истории , прежде всего, я должна научить детей мыслить и анализировать,
формировать свою позицию в обществе, формулировать своё мнение на
событие истории, подкреплять его неоспоримыми фактами. Но большая
сложность в том, что основой этого мнения должны быть нравственные и
духовные принципы. Мнение не должно противоречить законам совести,
чтобы не быть разрушительным.
Отсюда формируется проблема: Как создать условия для формирования
конкурентоспособной личности с духовно-нравственными принципами?
4
В поиске решения проблемы я обратилась к приёмам театрализации как
средству формирования нравственных качеств. В ходе работы , я отметила,
что тема урока истории не должна выдаваться только в виде текста . Ведь
материал учебника часто довольно односторонне освещает событие . В моём
видении, событие истории должно быть воспринято как исторический факт,
разрушено на существующие мнения, подкрепленные доказательствами,
оценено с точки зрения нравственности и духовности, сложено в целостную
картину события.
Современная система эстетического воспитания является наследницей
богатых традиций отечественной культуры, в том числе по линии театральной
педагогики. Опыт театральных постановок силами учащихся существовал ещё
в дореволюционной России. В ХХ столетии это направление получило не
только дальнейшее развитие, но и научное обоснование.
Особый интерес к этому направлению педагогики у меня вызвал Урок
жизнетворчества В.В. Шогана, один из блока уроков личностноориентированной технологии.
Владимир Владимирович в своей книге «Уроки истории нового поколения»
предложил урок жизнетворчества как предмет создания особой атмосферы
эпохи, и как вариант – урок актуально-жизненной имитации (урокспектакль).
Работа с приёмами Театральной педагогики довольно результативна. Дети
учатся рассматривать событие с разных ракурсов, размышлять над ним,
анализировать. В итоге урок приобретает формы событийного поиска
непредсказуемого ответа, а не навязывания однобокого факта.
Приёмы Театральной педагогики предусматривают основательную
подготовку, и такая подготовка постепенно перевоплотилась во внеурочную
деятельность, работающую во благо урока - «Исторический театр».
Деятельность школьного театра вносит большой вклад в реализацию
программы воспитательной работы, открывает широкие возможности для
5
самоорганизации обучающихся, проявления их активной социальной
позиции. Внеурочные театральные занятия содержат в себе глубокий
психотерапевтический потенциал, они способны выполнять функцию артпропедевтики (А. Мелик-Пашаев), предупреждения причин делинкветного
поведения обучающихся. Дух сотрудничества, активные формы совместной
проектной деятельности старших и младших школьников, разнообразные
способы привлечения родительской аудитории позволяют сделать школьный
театр «точкой сборки» межпоколенных отношений, укреплять
гуманистические, нравственные, семейные ценности. Дружба,
взаимопомощь, чувство коллективизма, самоотдача, настроенность на
другого человека, уверенность в себе – эти и другие исключительно важные
качества личности, ценностные установки формируются органично и
естественно в процессе занятий театром.
Деятельность театрального коллектива в общеобразовательной школе
становится центром притяжения для всех участников образовательного
процесса. Каждое представление театра является ярким событием не только
для его воспитанников, но и для других обучающихся, учителей,
администрации образовательного учреждения. Премьерные показы
спектаклей превращаются в значимые вехи творческой жизни, делают школу
привлекательным местом, создают атмосферу праздника, волшебства,
придают учебно-воспитательному процессу особое измерение, дают импульс
жизненной энергии, свободы.
Особенность программы
Начинается работа над сценарием, актёрским мастерством, декорациями. И
здесь, само собой, деятельность «Театр» перерастает в три вида
деятельности. Таким образом, ребята делиться на три группы, в зависимости
от индивидуальных особенностей и пожеланий участников.
6
ТЕАТР ИСТОРИИ
Литературная группаСценаристы
Декораторы
(создание декораций при
помощи техники рисования
песком на стекле, тренировка
техники, репетиции)
(изучение темы, поиск
дополнительной литературы
по теме, написание сценария,
подбор актёров)
(
Труппа актёров
(изучение сценария, изучение
особенностей одежды и
аксессуаров определённого
времени, подбор костюмов,
,репетиции)
Особенностью программы является то, что в ходе занятий обучающиеся не
только узнают подробнее об историческом событии, пишут и учат сценарий,
вживаются в роль, но и создают декорации.
Так во внеурочной деятельности «Исторический театр» сосредоточены три
направления работы детей - развитие актёрского мастерства, литературных
способностей, усвоение исторической информации.
Театральная постановка воздействует на личностные ощущения , помогает
играющим тот или иной персонаж почувствовать событие и настроение
персонажа истории. То есть учащийся переживает событие и осознаёт его
значимость.
7
2.3. Цель внеурочной деятельности
Курс имеет историко-просветительскую цель, способствует формированию у
обучающихся готовности к защите исторической правды и сохранению
исторической памяти, противодействию фальсификации исторических
фактов.
2.4.Задачи внеурочной деятельности:
- дать дополнительные знания по истории Отечества при особом внимании к
месту и роли России во всемирно-историческом процессе как самобытной
цивилизации;
- расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных
исторических источников с целью противодействия попыткам
фальсификации истории;
- способствовать развитию и воспитанию личности, способной к
гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта государства;
- показать достижения предшествующих поколений, их вклад в
экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;
- подчеркнуть историческую роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма
в формировании традиционных ценностей народов России;
- содействовать формированию интереса обучающихся к материальным,
культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;
- сформировать способность интегрировать знания из курса истории,
литературы, обществознания, географии в целостную картину прошлого и
настоящего России;
- способствовать осознанному единству с народом России как источником
власти и субъектом тысячелетней российской государственности;
8
- формировать навык распознавания, понимания и анализа характерных для
российской идентичности образов, культурных форм, символов и сюжетов
при знакомстве с памятниками культуры;
- на примере исторических личностей сформировать понимание важности
ответственного служения своему народу и государству;
- способствовать расширению знаний обучающихся о региональной истории,
об известных людях родного края.
2.5. Место в учебном плане
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в
течение одного учебного года в 5, 8 и 9 классе
2.6 . Предполагаемые результаты
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение традиций и ценностей современного общества, уважение прав
и свобод человека;
— осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего
народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
— способность
сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией,
анализировать, выделять главное;
9
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в
школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими
людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
— овладение целостными представлениями об историческом пути
человечества как необходимой основы для миропонимания и познания
современного общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений прошлого и современности ;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
2.7 Содержание
-Тема «170 лет завершения Первой героической обороны Севастополя».
В ходе занятий идёт подготовка к театральной постановке. Она посвящена
170-летию со дня завершения Первой героической обороны Севастополя.
Постановка ярко отражает подвиг защитников города. Оборона Севастополя
закончилась, когда пал Малахов курган - опорный пункт всей линии защиты.
Русская армия покинула Южную сторону и отошла на Северную. Казалось
бы, эта дата означает поражение, но в то же время подчеркивает мужество и
стойкость защитников Севастополя, потому что они обороняли город 349
дней.
10
-Тема «145-летие со дня рождения Дмитрия Михайловича Карбышева».
В 2025 году исполняется 145 лет со дня рождения российского и советского
фортификатора, крупнейшего отечественного ученого — военного инженера,
генерал-лейтенанта инженерных войск, Героя Советского Союза — Дмитрия
Михайловича Карбышева. Данная постановка отражает Благородство, честь
и несгибаемую волю Дмитрия Михайловича Карбышева.
-Тема «К 110-летию Константина Симонова». Поэтически-драматический
спектакль по стихотворению Константина Симонова «Сын артиллериста»
Постановка ярко отражает события, происходившие во время Великой
Отечественной войны. Впервые баллада «Сын артиллериста» была
напечатана в архангельской окружной газете «Патриот Родины» 3 ноября
1941 года и вскоре после публикации исполнена со сцены Архангельского
драматического театра артистом Сергеем Николаевичем Плотниковым.
Из воспоминаний С.Н.Плотникова: «В скупых мужественных строках
открылись такие вершины морального духа! В обыкновенном Леньке,
майоровом сыне, увиделись миллионы таких же мальчишек, которые
проливали кровь на фронте, сутками стояли у станков в тылу. Никогда – ни
до, ни после – не работал я с таким воодушевлением, как над этим
произведением ».
-Тема «Декабристы. Судьбы». Театральная постановка рассказывает о том,
как 200 лет назад 14 декабря на Сенатскую площадь вышли декабристы. Эта
постановка о людях и их чувствах, эмоциях и убеждениях, показанных в
контексте уникальных исторических событий. Творческая команда надеется,
что спектакль заденет зрителя за живое и заставит его открыть учебник
истории.
-Тема « Истории веры. Николай Чудотворец». Обучающиеся подробно
знакомятся с личностью Святого Николая Чудотворца, который стал
прообразом нашего Деда Мороза. Постановка приурочена к международному
дню Деда Мороза и Снегурочки.
11
-Тема «Ворошиловский стрелок». Постановка к 145-летию Климента
Ефремовича Ворошилова о снайперах Великой Отечественной войны.
Первые снайперские курсы открылись в 1929 году. С тех пор они только
множились, подготовкой стрелков занимались спортивные организации и
армейские части. К началу Великой Отечественной Войны в рядах Красной
армии служили тысячи снайперов. На каждый взвод приходилось минимум
два стрелка. И они внесли очень ощутимый вклад в общую победу. Лучшие
снайперы уничтожили за годы боёв по несколько сотен вражеских солдат.
Эти люди достойны того, чтобы их уважали и помнили.
-Тема «Народное ополчение». Постановка призывает задуматься о роли
народа в истории страны. 23 февраля 2014 года в Крыму сформировалось
Народное ополчение. Твёрдая позиция жителей Крыма привела к
воссоединению нашего полуострова с Россией
-Тема «Девичий батальон». Постановка «Девичий батальон» основана на
событиях ВОВ. Задача этой постановки дать представление об отваге и
мужестве русских девушек, которые не щадя своих жизней становились на
защиту Родины.
12