МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО учителей
начальной школы
Заместитель директора по УВР
Директор
__________А. Ю. Решетняк
_________К. Д. Минаев
Протокол педагогического совета
№ 36 от
Приказ № 385-О от
________Л.Р.Эмир-Аметова
Протокол № 1
29.08.2025 г.
Руководитель ШМО
«29» августа 2025 г.
28.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: КРЕАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: учитель
Л. Р. Эмир-Аметова
Евпатория, 2025 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка........................................................................................................3
Общая характеристика курса внеурочной деятельности..................................................3
Описание места внеурочной деятельности........................................................................4
Способы контроля и оценивания результатов освоения курса внеурочной
деятельности...................................................................................................................................5
Результаты освоения курса внеурочной деятельности......................................................5
Содержание курса внеурочной деятельности....................................................................8
Тематическое планирование................................................................................................9
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Функциональная
грамотность: креативные компетенции» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности. Рабочая
программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой
курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы»
(М.: Просвещение, 2006 г.)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
креативные компетенции» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет с разной
степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на
обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по
изобразительному искусству.
Актуальность программы. Наше время – время перемен. Сейчас России нужны
люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело
высказывающие свои идеи.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного
образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека
культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у
младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он
почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании,
удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление
трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов).
Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему
народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга
в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся
будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина, работать с бумагой.
Большой мир искусства откроет детям свои тайны!
Новизна данной программы состоит в интеграции внеурочной и воспитательной
деятельности учащихся.
Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи программы:
• формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве;
• формирование художественно-творческой активности школьников;
• овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений и навыков.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как
педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к
окружающему миру и умения выражать его как в словесной форме, так и художественными
средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку школьники
учились видеть в природе многообразие формы и цвета, ценить красоту простых,
обыденных явлений.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в
процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при
восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при
обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоциональнооценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает
новые формы и художественно-творческая активность учащихся.
3
Формирование художественно-творческой активности учащихся в области
изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами
творческой деятельности. В этом возрасте для ребенка является проблемой письмом, и
преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, палочкой и тушью,
углем и грифелем, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы. Живописное освоение
листа большого формата с помощью гуашевых красок и широкой кисти помогает
раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно
координируя движения руки.
Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание
творческого произведения, но и находит проявление в момент вынаши вания замысла, в
процессе обсуждения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно
предваряющий
практическую
деятельность,
является
толчком,
рождающим
художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного
образа музыкальный, литературный и визуальный материал.
Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования
художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической
деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием
окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских
работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными
материалами, демонстрируемых учителем на уроке. В работе с учащимися необходимо
идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с
постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приемов работы
кисточкой, палочкой, карандашом, в первую очередь должны иметь нравственноэмоциональную нагрузку.
Возрастные особенности достижения результатов воспитания
• При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо
учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию,
стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать
эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение
ребенком первого уровня результатов.
• Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива,
резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом,
что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности
школьников второго уровня результатов.
• Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго
уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу
реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение
третьего уровня результатов).
ОПИСАНИЕ МЕСТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На изучение курса внеурочной деятельности в 2025 – 2026 учебном году в 1-4 классах
отводится 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность: креативные компетенции», предусмотренной ФГОС, всего 34 часа в год.
Внеурочная деятельность организуется по выбору учащихся и их родителей во
внеурочное время. Между уроками и занятиями внеурочной деятельности организуется
перерыв не менее 10 минут. Продолжительность занятий – 45 минут. Количество
используемых часов не более 10 на каждый класс - система отслеживания - ведётся
мониторинг посещения занятий учащихся.
4
СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности по трем уровням:
• представление коллективного результата группы учащихся в рамках одного
направления (результаты работы курса, системы мероприятий и т. п.);
• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого учащегося;
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по
направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных
результатов учащихся.
Особенностями системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности
являются:
• комплексный подход к оценке результатов внеурочной деятельности в рамках
общего образования (личностных, метапредметных и предметных результатов);
• сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества
образования;
• использование персонифицированных процедур оценки достижений учащихся и не
персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций организации системы
внеурочной деятельности;
• уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария их
представления;
• использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации
программы при интерпретации результатов педагогических измерений.
Представление коллективного результата группы учащихся в рамках одного
направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой
презентации, творческого отчёта и пр.
Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого
учащегося
используется
портфолио
– накопительная система оценивания,
характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность: креативные компетенции» при получении начального общего образования
у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ
и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
5
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать
правильность выполнения действия на
уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием художественной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
проявлять инициативу в сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
6
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позиций всех участников;
7
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность: креативные компетенции» при получении начального общего образования
выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией
в процессе чтения соответствующих возрасту литературных текстов. Выпускники научатся
осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и
использования информации.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации,
систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и
информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать
полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинноследственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также
принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск
информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой
информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся
жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных
признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать
явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста;
Выпускник получит возможность научиться:
использовать
формальные
элементы
текста
(например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
8
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая
на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место
и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Наименование раздела, темы
Количество
часов
Раздел 1. Введение (1 ч)
Вводное занятие
1
Раздел 2. Волшебная страна цвета (4 ч)
Волшебная страна цвета
1
В гостях у весёлой кисточки
1
Монотипия. Чудесные превращения.
1
Пейзаж. Осенний этюд.
1
Раздел 3. Калейдоскоп идей (8 ч)
Отрывная техника. Аппликация.
1
Изготовление куклы из ниток
1
Декоративный натюрморт
1
Лепка из теста и пластилина. Инструменты.
1
Приёмы.
Лепка из теста и пластилина. Жираф
1
Лепка из теста и пластилина. Черепаха
1
Лепка из теста и пластилина. Змея
1
Лепка из теста и пластилина. Плоская картина
1
«Кораблик»
Раздел 4. Чудесная бумага (9 ч)
Изготовление объёмной открытки
1
Изготовление открытки с добавлением различных
1
материалов
9
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Открытка-рисунок.
Весёлые оригами. Базовые формы
Оригами. Игрушка - стаканчик
Оригами. Зайчик.
Цветы для мамы. Материалы и инструменты.
Тюльпаны.
Цветок для мамы. Ромашка.
Цветок для мамы. Букет
Раздел 5. Дизайн (6 ч)
Мобили из картона.
Мастерская Деда Мороза. Снежинка. Ёлочная
игрушка.
Новогодний коллаж
Раздел 6. Конструирование ( 4 ч)
Забавные птички.
Город башмачков
Упаковка. Красочные коробочки
Итого
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
2
33
№
п/п
2 класс
Наименование раздела, темы
Количество
часов
Раздел 1. Введение (1 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Вводное занятие
Раздел 2. Волшебная страна цвета (5 ч)
В царстве радуги-дуги. Основные и составные
цвета
Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж
в живописи
Осенние перемены в природе.
Пейзаж:
композиция, пространство, планы
Цвета
радуги
в
новогодних
игрушках.
Декоративная композиция
Щедрая осень.
Живая природа: форма.
Натюрморт: композиция
Раздел 3. Калейдоскоп идей (8 ч)
Раскатывание и обрубовка пластилина
Выпуклая аппликация из пластилина
Торцевание на пластилине.
Лепка из теста и пластилина. Инструменты.
Приёмы.
Аппликация из круглых салфеток. Салфетки для
торта
Мозаика из бисера и пайеток.
Аппликация из пуговиц. Пуговицы, картон
Рисование пластилином
Раздел 4. Чудесная бумага (9 ч)
Обрывная аппликация
Скручивание в жгут. Аппликации.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Скатывание в комок. Мозаика.
Моделирование из полос.
Мозаика из объёмных деталей оригами.
Коллективная работа
Мозаика из плоских деталей оригами. Работа из
фантиков
Объёмная композиция из деталей оригами.
Коллективная работа
Сюжетная композиция из деталей оригами на
плоскости
Соединение различных техник в одной работе
Раздел 5. Дизайн (6 ч)
Моделирование из картона. Рамочка
Аппликация из птичьих перьев
Аппликация из кружев
Мозаика из ватных комочков
Складывание гармошкой
Моделирование из гофрированной бумаги и
проволоки
Раздел 6. Конструирование (5 ч)
Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции
из этого модуля по своему замыслу.
Объёмные цветы из модуля «Трилистник»
Треугольный модуль оригами. Сказочные образы
на основе формы «чаша»
Художественные образы объёмной формы
Коллективная работа. Выставка работ
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Наименование раздела, темы
Раздел 1. Введение (1 ч)
Вводное занятие
Раздел 2. Волшебная страна цвета (5 ч)
Волшебная страна цвета
Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и
оттенки
Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж:
пространство, линия горизонта и цвет
Разноцветные краски
осени в сюжетной
композиции и натюрморте. Цветовой круг:
основные и составные цвета, цветовой контраст
Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих,
силуэт, симметрии
Раздел 3. Калейдоскоп идей (8 ч)
Аппликация из жатой ткани
Аппликация из распущенного трикотажа. «Море»
Раскатывание пластилина, получение плоских
изображений.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
№
п/п
Сервировка стола при помощи бумажных салфеток
Подарок для мамы из разных материалов
Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито.
Аппликация
Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных
деталей
Лепка из
теста и пластилина на каркасе.
«Кораблик»
Раздел 4. Чудесная бумага (9 ч)
Моделирование из конусов. Постройки.
Игрушки из картона с подвижными деталями.
Дергунчик-клоун
Рисование ватой по бархатной бумаге. Животное.
Симметричное вырезание . Бабочка.
Надрезание бахромой, скручивание в жгут. Шарф
Моделирование из фольги. Звезда
Моделирование из гофрированной бумаги на
проволочном каркасе. Ромашка
Многослойное торцевание. Ёлочка
Объёмные украшения для костюма из бумаги.
Раздел 5. Дизайн (6 ч)
Нитяная бахрома. Салфетка.
Приклеивание ниток по спирали. Круглый коврик
Аппликация из нитяных валиков. Снеговик
Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу.
Медвежонок.
Вышивание по ткани
Шитьё по выкройкам. Одежда для куклы
Раздел 6. Конструирование (5 ч)
«Забавные фигурки. Модульное оригами»
Модуль кусудамы «Супершар». Художественные
образы на основе этого модуля
Объёмное конструирование из деталей оригами
Объёмные изделия из треугольных модулей
Выставка работ
Итого
4 класс
Наименование
раздела,
темы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Количество
часов
Раздел 1. Введение (1 ч)
1
2
3
4
Вводное занятие
Раздел 2. Волшебная страна цвета (5 ч)
Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство,
композиционный центр, цветовая гамма, линия,
пятно
Древо жизни — символ мироздания.
Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно,
светотень
Мой край родной. Моя земля.
1
1
1
1
12
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет
Цветущее дерево — символ жизни.
Декоративная композиция: мотив дерева в
народной росписи
Вольный ветер — дыхание земли.
Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет
Раздел 3. Калейдоскоп идей (8 ч)
Аппликация из ткани. Зимние фантазии
Аппликация из синтепона со сдвижкой
Вязание крючком. Верёвочка
Шитьё мягкой игрушки «Рыбка»
Аппликация с раздвижкой Журнальная бумага
Лепка из пластилина на проволочном каркасе
«Крокодил»
Резьба по пластилину. Вазочка.
Папье-маше на пластилиновой форме. Тарелочка
Раздел 4. Чудесная бумага (9 ч)
Объёмные изделия в технике многослойного
торцевания.
Объёмное моделирование из бумаги
Моделирование из гофрированной бумаги на
проволочном основе
Моделирование из фольги
Веерное гофрирование
Аппликация из рельефной бумаги
«Забавные фигурки. Модульное оригами».
Конструирование цветов . Цветок для мамы.
Конструирование птиц сложной формы
Раздел 5. Дизайн (6 ч)
Соединение модулей разного размера в одном
изделии. Многоэтажный дом
Техника «пластилиновые нити» в сочетании с
другими техниками
Коллаж из различных материалов
Мастерская Деда Мороза. Ёлочная игрушка.
Новогодний коллаж
Трубочки из гофрированной бумаги Новогодний
коллаж
Раздел 6. Конструирование (5 ч)
Конструирование игрушки
с
подвижными
деталями. Забавные птички.
Конструирование игрушки
с
подвижными
деталями. Пингвин.
Конструирование
транспортных
средств.
Красочные коробочки
Конструирование архитектурных
сооружений
Упаковка. Красочные коробочки
Выставка работ
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
13
14