МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО
____________ А.В.
Кульчицкая
Протокол №1
«28» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
____________ А.Ю.
Решетняк
Протокол педагогического
совета №36 от
«29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________ К.Д.Минаев
Приказ № 385 от
«29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
ДЛЯ 6 КЛАССА
2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: учитель географии Волкова В.С.
ФИО учителя
Евпатория, 2025 г.
1
Пояснительная записка
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
«Функциональная
грамотность: естественно-научная грамотность» в 6 классах составлена в
соответствии:
• Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации»,
•программа курса «Развитие функциональной грамотности» (5-9
классы) (авторы: А.В. Белкин, И.С. Манюхин, О.Ю. Ерофеева, Н.А.
Родионова, С.Г. Афанасьева, А.А. Гилев).
Задачи формирования естественнонаучной грамотности в рамках как
урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются
смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в
международном исследовании PISA:
«Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать
активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам,
связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями. Естественно-научно грамотный человек
стремится
участвовать
в
аргументированном
обсуждении
проблем,
относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него
следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
-демонстрировать
понимание
особенностей
естественнонаучного
исследования;
-интерпретировать данные и использовать научные доказательства для
получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет
дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и
применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при
изучении
систематических
учебных
предметов,
регламентируется
образовательным стандартом. Учебные занятия по естественнонаучной
грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в
2
разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной
группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения
(лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений
учителя и познавательной активности учащихся.
Основной целью программы является развитие функциональной
грамотности учащихся 6 классов как уровня оценки (рефлексии) в рамках
предметного содержания.
Программа нацелена на развитие:
•способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни;
• способности человека осваивать и использовать естественнонаучные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественнонаучных явлений; формулирования, основанных
на научных доказательствах, выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой;
•
понимать основные особенности
естествознания
как формы
человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную
гражданскую
позицию
при
рассмотрении
проблем,
связанных
с
естествознанием (естественнонаучная грамотность).
Метапредметные и предметные результаты.
ученик научится:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать
гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и
выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты
3
исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою
позицию, формулировать выводы и заключения;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в
деятельности,
развивать
мотивы
и
учёбе и познавательной
интересы
своей
познавательной
деятельности
извлекать информацию из различных источников (включая
средства массовой информации и интернет-ресурсы);
готовить сообщения и презентации с использованием материалов,
полученных из Интернета и других источников;
владению
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятию
решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
ученик получит возможность научиться:
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности ее решения;
критически оценивать информацию, добытую из различных
источников;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по
отношению к живой природе,
здоровью, своему и
окружающих;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации
своей
позиции,
сравнивать
разные
точки
зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные результаты.
ученик научится:
формировать
понятие
о
целостном
мировоззрении,
соответствующее современному уровню развития науки и общественной
4
практике,
учитывающее социальное,
культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
знание основных принципов и правил отношения к живой
природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
формировать готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формировать ценности здорового и безопасного образа жизни.
ученик получит возможность научиться:
критическому отношению к информации и избирательности её
восприятия;
формировать познавательные интересы и мотивы, направленные
на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
формировать ответственное отношение к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов;
формировать
основы
экологической
культуры
на
основе
признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
формировать эстетическое отношение к живым объектам.
5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6 класс
Строение живых организмов (12 часов).
Химический состав клетки. Строение растительной и животной клеток.
Деление клетки. Ткани растений и животных. Органы цветковых
растений.
Органы и системы органов животных. Организм как единое целое.
Жизнедеятельность организмов (18 часов).
Питание и пищеварение. Дыхание. Транспорт веществ в организме.
Выделение. Обмен веществ и энергии. Скелет-опора организма.
Движение.
Координация
и
регуляция.
Бесполое
размножение.
Половое
размножение
животных. Половое размножение растений. Рост и развитие животных.
Организм и среда (4 часа).
Среда обитания. Экологические факторы. Природные сообщества.
Основные виды деятельности обучающихся:
- самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с
помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);
- выполнение практических заданий;
- поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
- решение ситуационных и практико-ориентированных задач;
- проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях
можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и
реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
6
Тематическое планирование – 6 класс (34 часа)
№ Название раздела
п/п
Количество
Основные
виды
часов
деятельности
всего теория практика учащихся
живых 12
4
8
Составление
схем,
таблиц,
диаграмм.
Задания, направленные
на развитие внимания.
Работа с текстом.
1
Строение
организмов
2
Жизнедеятельность
организмов
18
5
13
Задания, направленные
на
развитие
внимания.
Работа
с
текстом.
Работа с таблицей.
Составление кластера.
Тестирование.
3
Организм и среда
4
1
3
Задания, направленные
на
Развитие
мировоззрения.
Тестирование.
Календарно-тематическое планирование
№ Название темы занятия
Примечание
п/
п
1- Химический состав клеток.
2 Составление схемы.
Составление таблицы «Строение растительной и
3животной клеток».
4
Составление схемы «Клетка-город».
Деление клетки. Задания, направленные на развитие
5 внимания.
6- Составление таблиц «Ткани растений и животных».
7
8- Органы цветковых растений. Составление диаграмм.
10 Задания, направленные на развитие мировоззрения.
7
11
12
Органы и системы органов животных. Работа с текстом.
Типы заданий на грамотность.
13 Питание и пищеварение. Задания, направленные на
развитие внимания.
14
Дыхание. Работа с текстом.
15
Транспорт веществ в организме.
Работа с текстом.
17 Выделение. Работа с таблицей.
18
19 Обмен веществ и энергии.
Кластер.
20
21 Скелет – опора организма.
Типы задач на грамотность.
23
Движение. Работа с текстом.
24
16
Координация и регуляция.
25 Работа с текстом.
Бесполое размножение. Типы
26
задач на грамотность.
Половое размножение
27 животных. Работа с таблицей.
28 Половое размножение
растений. Работа с таблицей.
29
Тестирование.
30
20.04
27.04
04.05
Среда обитания. Составление
31 цепей питания.
11.05
32 Экологические факторы.
Задания, направленные на развитие 18.05
33 мировоззрения.
Тестирование.
34
25.05
8
Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение
программы (литература)
1. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва,
А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой,
А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020.
2. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва,
А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой,
А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2021.
9