РП ВД ФГ ЕН грамотность ООО 2025-2026

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО
____________ А.В.
Кульчицкая
Протокол №1
«28» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
____________ А.Ю.
Решетняк
Протокол педагогического
совета №36 от
«29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________ К.Д.Минаев
Приказ № 385 от
«29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
ДЛЯ 6 КЛАССА
2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: учитель географии Волкова В.С.
ФИО учителя

Евпатория, 2025 г.
1

Пояснительная записка
Рабочая

программа

внеурочной

деятельности

«Функциональная

грамотность: естественно-научная грамотность» в 6 классах составлена в
соответствии:
• Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации»,
•программа курса «Развитие функциональной грамотности» (5-9
классы) (авторы: А.В. Белкин, И.С. Манюхин, О.Ю. Ерофеева, Н.А.
Родионова, С.Г. Афанасьева, А.А. Гилев).
Задачи формирования естественнонаучной грамотности в рамках как
урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются
смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в
международном исследовании PISA:
«Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать
активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам,
связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями. Естественно-научно грамотный человек
стремится

участвовать

в

аргументированном

обсуждении

проблем,

относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него
следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
-демонстрировать

понимание

особенностей

естественнонаучного

исследования;
-интерпретировать данные и использовать научные доказательства для
получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет
дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и
применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при
изучении

систематических

учебных

предметов,

регламентируется

образовательным стандартом. Учебные занятия по естественнонаучной
грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в
2

разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной
группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения
(лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений
учителя и познавательной активности учащихся.
Основной целью программы является развитие функциональной
грамотности учащихся 6 классов как уровня оценки (рефлексии) в рамках
предметного содержания.
Программа нацелена на развитие:
•способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни;
• способности человека осваивать и использовать естественнонаучные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественнонаучных явлений; формулирования, основанных
на научных доказательствах, выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой;
•

понимать основные особенности

естествознания

как формы

человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную
гражданскую

позицию

при

рассмотрении

проблем,

связанных

с

естествознанием (естественнонаучная грамотность).
Метапредметные и предметные результаты.
ученик научится:


находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать

гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и
выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты

3

исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою
позицию, формулировать выводы и заключения;


самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в
деятельности,

развивать

мотивы

и

учёбе и познавательной

интересы

своей

познавательной

деятельности


извлекать информацию из различных источников (включая

средства массовой информации и интернет-ресурсы);


готовить сообщения и презентации с использованием материалов,

полученных из Интернета и других источников;


владению

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятию

решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
ученик получит возможность научиться:


оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности ее решения;


критически оценивать информацию, добытую из различных

источников;


выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и

поступках по

отношению к живой природе,

здоровью, своему и

окружающих;


адекватно использовать речевые средства для дискуссии и

аргументации

своей

позиции,

сравнивать

разные

точки

зрения,

аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные результаты.
ученик научится:


формировать

понятие

о

целостном

мировоззрении,

соответствующее современному уровню развития науки и общественной

4

практике,

учитывающее социальное,

культурное, языковое, духовное

многообразие современного мира;


знание основных принципов и правил отношения к живой

природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;


формировать готовности и способности вести диалог с другими

людьми и достигать в нём взаимопонимания;


формировать ценности здорового и безопасного образа жизни.

ученик получит возможность научиться:


критическому отношению к информации и избирательности её

восприятия;


формировать познавательные интересы и мотивы, направленные

на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);


формировать ответственное отношение к учению, готовности и

способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов;


формировать

основы

экологической

культуры

на

основе

признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;


формировать эстетическое отношение к живым объектам.

5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6 класс
Строение живых организмов (12 часов).
Химический состав клетки. Строение растительной и животной клеток.
Деление клетки. Ткани растений и животных. Органы цветковых
растений.
Органы и системы органов животных. Организм как единое целое.
Жизнедеятельность организмов (18 часов).
Питание и пищеварение. Дыхание. Транспорт веществ в организме.
Выделение. Обмен веществ и энергии. Скелет-опора организма.
Движение.
Координация

и

регуляция.

Бесполое

размножение.

Половое

размножение
животных. Половое размножение растений. Рост и развитие животных.
Организм и среда (4 часа).
Среда обитания. Экологические факторы. Природные сообщества.
Основные виды деятельности обучающихся:
- самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с
помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);
- выполнение практических заданий;
- поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
- решение ситуационных и практико-ориентированных задач;
- проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях
можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и
реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.

6

Тематическое планирование – 6 класс (34 часа)
№ Название раздела
п/п

Количество
Основные
виды
часов
деятельности
всего теория практика учащихся
живых 12
4
8
Составление
схем,
таблиц,
диаграмм.
Задания, направленные
на развитие внимания.
Работа с текстом.

1

Строение
организмов

2

Жизнедеятельность
организмов

18

5

13

Задания, направленные
на
развитие
внимания.
Работа
с
текстом.
Работа с таблицей.
Составление кластера.
Тестирование.

3

Организм и среда

4

1

3

Задания, направленные
на
Развитие
мировоззрения.
Тестирование.

Календарно-тематическое планирование
№ Название темы занятия
Примечание
п/
п
1- Химический состав клеток.
2 Составление схемы.
Составление таблицы «Строение растительной и
3животной клеток».
4
Составление схемы «Клетка-город».
Деление клетки. Задания, направленные на развитие
5 внимания.
6- Составление таблиц «Ткани растений и животных».
7
8- Органы цветковых растений. Составление диаграмм.
10 Задания, направленные на развитие мировоззрения.
7

11
12

Органы и системы органов животных. Работа с текстом.
Типы заданий на грамотность.

13 Питание и пищеварение. Задания, направленные на
развитие внимания.
14
Дыхание. Работа с текстом.
15
Транспорт веществ в организме.
Работа с текстом.
17 Выделение. Работа с таблицей.
18
19 Обмен веществ и энергии.
Кластер.
20
21 Скелет – опора организма.
Типы задач на грамотность.
23
Движение. Работа с текстом.
24
16

Координация и регуляция.
25 Работа с текстом.
Бесполое размножение. Типы
26
задач на грамотность.
Половое размножение
27 животных. Работа с таблицей.
28 Половое размножение
растений. Работа с таблицей.
29
Тестирование.
30

20.04
27.04
04.05

Среда обитания. Составление
31 цепей питания.
11.05
32 Экологические факторы.
Задания, направленные на развитие 18.05
33 мировоззрения.
Тестирование.
34
25.05

8

Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение
программы (литература)
1. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва,
А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой,
А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020.
2. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва,
А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой,
А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2021.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».