РП ВД Музей народов и языков Крыма ООО 2025-2026

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001

На заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО
____________ А.В.
Кульчицкая
Протокол №1
«28» августа 2025 г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
____________А. Ю.
Решетняк
Протокол педагогического
совета № 36 от
«29».08.2025г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________К. Д. Минаев
Приказ № 385-0 от
«29»._08.2025 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Внеурочной деятельности
«МУЗЕЙ НАРОДОВ И ЯЗЫКОВ КРЫМА»
ДЛЯ 7А КЛАССА
2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: учитель
Билялова М.Ш

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу внеурочной деятельности «Музей народов Крыма» разработана
в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
− Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 (в действующей редакции);
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (с изменениями);
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г. №372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74229);
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);

Направленность программы: общеинтеллектуальная.
Целью программы является формирование общей культуры обучающихся, их
духовно-нравственное и художественное образование и развитие в рамках взаимодействия
музея и школы, являющегося важным фактором формирования творческих способностей
детей.
Задачи программы: Образовательные:
− знакомство с историей музейного дела и с основными музеями края и страны (краеведческим,
художественным, историческим…)
− способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об
окружающем мире и приобщению к национальным традициям;
− приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
− приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний; − приобщение
учащихся к русской культуре.
Развивающие:
− развитие духовно-познавательных потребностей детей;
− развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
− развитие коммуникативных навыков;
− развитие музейной культуры и визуальной грамотности;
− приобщение к семейным традициям;
− дать навыки исследовательской работы;
− развитие позитивной мотивации к дальнейшему изучению краеведения.
Воспитательные:
2

− воспитание гражданственности и патриотизма, −
формирование социально активной личности; −
воспитание толерантности.
Формы занятий:
− групповые;
− индивидуальные.
Виды деятельности педагога и детей:
− теоретические: рассказ, сообщение, беседа;
− практические: экскурсии, тематические конкурсы, составление родословного древа, встречи
с интересными людьми, народные игры, ремёсла, ролевые игры, выполнение тестов, работа
с книгой, составление кроссвордов, защита рисунков, научно-практические конференции,
подготовка сообщений.
Основными формами работы по реализации программы являются: экскурсии по
музеям, выставкам, экспозициям; творческие занятия в музее, коллективное и
индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее; встречи с музейными
специалистами и коллекционерами, оформление детских выставок и экспозиций.
В качестве ведущих технологий, обеспечивающих реализацию ОП, используются
− ролевые игры;
− групповые технологии;
− технология сотрудничества;
− технология воспитания; −
проектная деятельность:
− технология развивающего обучения; −
информационно-компьютерные технологии;

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
в рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
− освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
− ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
− основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействий;
− сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
− знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. в рамках
ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:
− гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к
истории, культурным и историческим памятникам;
3

− уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
− уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и
других людей, оптимизм в восприятии мира;
− потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
− позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании
моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные:
− учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
− формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
− устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
− аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образом;
−

задавать вопросы, необходимые
сотрудничества с партнёром;

для

организации собственной

деятельности

и

− адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
− работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
− реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
− проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
− осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
− объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
Курс рассчитан на 34 учебных часа внеклассной работы. Внеклассное занятие
проводится во второй половине дня. Форма занятия – кружок. Время занятия - 40 минут.
Периодичность занятий - 1раз в неделю. Ориентирован на учащихся, проявляющих интерес
к изучению истории, вспомогательных исторических дисциплин, краеведения,
музееведения.
Формы и методы обучения: эвристические беседы, самостоятельно-поисковая
деятельность, игра, экскурсии, групповая работа, мини-исследования, проектная
деятельность, встречи с интересными людьми, читательские, научные конференции,
практические занятия. Введение (1ч)
4

Задачи, содержание и значение работы кружка «Школьного музея». Особенности работы
историков-краеведов.
Тема 1. Народы , населяющие Крым (7ч)
Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи Возрождения. Первые национальные
музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра
музейнопедагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы –
важнейший этап в создании школьного музея.
Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения. Народный календарь (4ч)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация
музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и
типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного
предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов
владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Тема 3. Культура (8ч)
Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция
временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его
коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции –
виды и функции, правила составления.
Тема 4. Устное народное творчество (5ч)
Познавать устное народное творчество русского и татарского народа . Разнообразие форм
работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы и театрализация
народных сказок. Постановка сюжета и навыки театрализованной деятельности.
Тема 5.Фольклор (7ч)
Изучение этноса Крыма. Объекты изучения. Общественно полезный характер краеведения.
Как проводить беседы с носителями этнической культуры и записывать их воспоминания.
Школьный музей как источник изучения родного края. Профиль музея: воспитание
нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея.
Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.
Практическая работа (1ч)
Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация
отчетной выставки.
Формы организации учебных занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы, рассказ,
практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии, встречи с интересными людьми,
встреча с краеведом.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические
занятия, комбинированные формы занятий.

5

Календарно-тематическое планирование
№
1

Тема

Количество
часов

Дата

Народы, населяющие Крым

Кто сейчас живет в Крыму?
История Крыма в фотографиях
Виды народных промыслов Крыма
русской культуры
Виды народных промыслов Крыма
крымскотатарской культуры
Декоративно-прикладное искусство
народов Крыма. Декоративно прикладное искусство крымских татар
(крымскотатарское изобразительное
искусство)
2 Народный календарь
Календарные народные обряды и обычаи
русского народа.
Календарные народные обряды и обычаи
крымских татар.
Календарные народные обряды и обычаи.
Практикум
3 Культура
Народные, национальные праздники
народов Крыма. Русские и
крымскотатарские праздники). Встреча
весна у разных народов.

1
1
1

1.09
08.09
15.09

1

22.09

3

29.09

Традиционные костюмы народов Крыма.
«Русский народный костюм»
Традиционные костюмы народов Крыма.
«Крымскотатарский народный костюм»
Кухня народов Крыма (русская народная
кухня)
Кухня народов Крыма (крымскотатарская
народная кухня)
Защита творческих работ
4 Устное народное творчество
Устное народное творчество русского
народа. (Театрализация русской народной
сказки).

1

15.12
22.12

1

29.12

1

12.01

1

19.01.

1

26.01

06.10
13.10

1

20.10

1

10.11

2

17.11
24.11

3

01.12
08.12

2

6

Устное народное творчество крымских
татар. (Конкурс-представление народной
сказки крымских татар).
Устное народное творчество.
Проект «Лучший сказочник».
5 Фольклор
Песни и танцы народов Крыма
Песни и танцы народов Крыма
Песни и танцы народов Крыма
Урок – концерт.
7 Легенды народов Крыма.
Практическая работа - подготовка
выставки иллюстраций и книжных
обложек к легендам.
Итоговое занятие.
Сохранение народных традиций, обычаев,
обрядов.
Итого:

2
1

1
1
1
1
3

3
34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».