МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО
___________А. В. Кульчицкая
Протокол № 1
«28» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР __________
А. Ю. Решетняк
Протокол педагогического
совета № 36 от
«29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________К.Д.Минаев
Приказ № 385-О от
«29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ КАДЕТСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
ДЛЯ 5-7 КЛАССА
2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: учитель истории и обществознания
Кравцов Олег Игоревич
Евпатория, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа представляет собой определённую систему содержания,
форм, методов и приёмов педагогических воздействий и имеет большое значение для
решения ряда воспитательных и социальных проблем, формирования образованной и
воспитанной личности, её социально-активной деятельности в различных сферах жизни
общества, особенно в военной и других, связанных с ней, видах государственной службе.
Программа рассчитана на привитие подрастающему
поколению чувства
преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в
служении Отечеству посредством знакомства с яркими историческими примерами,
изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности
выдающихся кадетов прошлого. Без знания прошлого своей страны нельзя создавать
настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только явления прошлого и
хронологическое повествование, в первую очередь это богатый духовный и нравственный
опыт людей разных поколений. Программа «Основы кадетского воспитания» - это
изучение истории кадетских корпусов и биографий выдающихся деятелей прошлого и
духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению
и развитию прокадета как личности и гражданина. У детей необходимо воспитывать
сознательное отношение к правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать
нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются
важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания
его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности,
внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает
предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по
улицам и дорогам.
Актуальность программы. На протяжении почти 300-летней истории
воспитанники кадетских корпусов являлись цветом нации, составляли не только славу
гордость русского народа, дали не только России, но и всему миру выдающихся
полководцев, государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.
Кадетские корпуса доказали на практике свою жизнеспособность и на долгое время стали
основным центром воспитания и обучения и обучения дворянских юношей.
Сегодня в нашу жизнь вернулись учебные заведения такого типа как кадетские
корпуса, классы. Исходя из современных требований гуманитарного образования,
содержания учебной программы, формулируются цели формирования гражданского
облика молодежи, воспитание творческой, самостоятельной личности. Показателем
освоения учебного материала, помимо знаний и умений воспитанников характеризовать и
объяснять основные понятия, факты, события, явления в содержательном плане,
―являются умения постигать, анализировать, оценивать духовно-нравственные
категории, руководствоваться ими в собственной жизни, в организации отношений с
окружающими людьми.
Программа внеурочной деятельности «Основы кадетского воспитания»
способствует расширению представления учащихся 5-7 кадетских классов о кадетском
образовании, военном деле, развитию коммуникативных навыков, необходимых человеку,
военному, на профессиональном поприще.
Воспитательный потенциал программы огромен, именно этим определяется выбор
иллюстративного материала, его соотнесение с текстом. Иллюстрации должны быть
объектом целенаправленного рассмотрения, анализа. Это могут быть фотографии,
портреты, рисунки. Следует отметить большие возможности интеграции с предметами
других образовательных областей. Несмотря на особенности процесса обучения и
образования в корпусах XXI века, своеобразие традиций в современн ых кадетских
корпусах России, возрождение происходит на традициях русских кадетских корпусов.
У кадетского образования большое будущее, поскольку оно выполняет функции
духовного наставника и нравственного воспитателя. Именно героические страницы
истории России дают широкие возможности в деле патриотического воспитания
молодежи.
Новизна программы: данная программа является интегрированной, включающей
в себя изучение традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и
деятельности выдающихся кадетов прошлого, нравственное, патриотическое воспитание,
которое способствует становлению и развитию прокадета как личности и гражданина,
изучение правил дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения
каждого культурного человека. Программа «Основы кадетского воспитания» основана на
комплексном подходе к подготовке человека - патриота, умеющего жить в современных
социально- экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой
делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно
взаимодействовать с людьми, выполнять все требования Правил дорожного движения,
создавать предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и
пешеходов по улицам и дорогам.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Основы кадетского
воспитания» являются Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания
российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся.
Программа разработана с учетом культурно-исторических, социальноэкономических, демографических особенностей региона, запросов семей и других
субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей школьников
среднего звена, их интересов и способностей.
Направление программы - духовно-нравственное, патриотическое, спортивно –
оздоровительное направление воспитания школьников.
Место проведения занятий – учебный кабинет, спортивная площадка, экскурсии в
музее и места боевой славы.
Основные цели: подготовка несовершеннолетних граждан к профессиональному
служению Отечеству на гражданском и военном поприще, формирование у кадет общей
культуры, личностных качеств, воспитание на духовных и нравственных основах,
обеспечивающих служение Отечеству, создание основы для осознанного выбора
профессии. Способствовать осуществлению практико-ориентированного обучения детей
основам безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.
Задачи: формировать нравственное отношение к историческому героическому
прошлому России, культуре ее народов, ее природе;
- формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа,
готовность защищать интересы государства;
- развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому;
- через изучение и принятие народных традиций и культуры развивать творческие
способности;
- вовлекать учащихся кадетских классов в социально значимую деятельность,
направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную
активность;
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения
к другим народам России;
- воспитывать у кадет непринятие агрессии, насилия и войны;
- способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство
ответственности за свое здоровье и образ жизни, создавать условия для возможности
занятий спортом и физической культурой;
- способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах России;
- предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма;
- воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения» и
«Основам безопасности жизнедеятельности»;
- осуществление преемственности поколений в области профессиональной
инспекторской и водительской деятельности, повышение образовательного уровня
личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.
Реализация этих задач непосредственно связана с духовно-нравственным
развитием личности каждого человека и в частности воспитанника кадетского класса, с
полноценной реализацией его творческих способностей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 10 – 13 лет.
Срок реализации – 1 год.
Количество часов
Количество часов
в неделю
в год
2 часа
68 часа
При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные,
региональные,
всероссийские
мероприятия,
связанные
с
юбилейными
и
государственными датами, положения муниципальных, региональных и федеральных
конкурсов.
Учебный план программы включает разделы:
история кадетства;
правила жизни;
история кадетского движения в лицах;
Я – кадет;
азбука нравственности кадета;
дискуссионный клуб «Кадет»;
великие полководцы;
юные инспекторы дорожного движения.
Содержание данных разделов из года в год расширяется, углубляется. Дети идут в
своих познаниях от простого к более сложному, учатся анализировать и самостоятельно
организовывать свою работу, участвуют в проектной и социально-значимой деятельности.
Методические рекомендации к организации занятий по программе:
В программу включены как теоретическая, так и практическая части.
Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного
характера, встречи с людьми интересных профессий, экскурсии в краеведческий музей, в
места воинской славы. Практические работы включают изготовление поделок и подарков
для ветеранов, участие в акциях.
Формирование представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро
и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил
поведения воспитанника – кадета
Использование современных образовательных технологий обеспечивает
системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности учащихся:
Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
Технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами);
Технология проектной деятельности;
ИКТ-технологии.
Использование оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности с
использованием таких внеаудиторных форм организации образовательного процесса, как
Экскурсии, музейные уроки с участием живых свидетелей истории, учебные
проекты, практики (использование потенциала школьного историко-краеведческого
музея);
Виртуальные читательские конференции, виртуальные экскурсии, интернетфорумы, дистанционные турниры знаний (педагогический проект педагогов школы
«Формирование основ сетевой культуры, информационной и коммуникативной
компетентности младших школьников»).
интеллектуальные и сюжетно-ролевые игры, социальные практики, учебные
проекты.
Традиционные КТД (событийного характера), которые предусматривают
интеграцию основного и дополнительного образования: акция «Рассвет Победы»,
«Посвящение в кадеты», «Забота».
Практические занятия на улицах (переход дороги). Проведение школьного
конкурса «Памятка пешеходу». Участие в конкурсах по правилам ДД.
Основные принципы построения образовательного процесса:
1. Общедидактические принципы:
а) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
б) принцип наглядности;
в) принцип доступности;
г) принцип единства обучения и воспитания;
д) принцип систематичности и последовательности.
2. Принцип свободы выбора.
3. Принцип творчества.
4. Принцип самореализации.
Ценностные ориентиры содержания занятий
Программа «Основы кадетского воспитания» рассчитана на
привитие
подрастающему поколению чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории
своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории
Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также
жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого. Без знания прошлого своей страны
нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только
изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый
духовный и нравственный опыт людей разных поколений. Формирование знаний у
учащихся закона «О безопасности дорожного движения» и ПДД, способных обеспечить
ребенку привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения на
дороге. Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных
интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:
учебная игра;
развивающая игра;
тематические задания по подгруппам;
практическое занятие;
беседа;
диалог, диспут, дискуссия;
проекты;
тренинги;
презентация творческих работ;
интеллектуальные игры и викторины;
мультимедийные презентации;
виртуальные экскурсии;
экскурсии;
участие в акциях.
Планируемые результаты
знать:
историю, традиции и обычаи своего народа;
историю кадетского движения России, известных кадет;
государственную символику (флаг, герб, гимн);
свою малую Родину, родной язык, обычаи, общественные праздники;
историю своей семьи, роль семьи в истории Родины.
нравственные и эстетические понятия, правила и нормы воспитанного человека;
критерии
оценки
воспитанного
поведения человека,
уважительного
и
доброжелательного отношения к людям;
правила поведения человека в общественных местах.
наиболее безопасный путь из школы домой;
правила перехода дороги;
правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте;
где можно и где нельзя играть на улице;
сигналы светофора;
основные дорожные знаки и дорожную разметку;
правила движения для велосипедистов;
приёмы безопасного падения;
состав и назначение автоаптечки;
правила оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
правила транспортировки пострадавших.
уметь:
вести себя в общественных местах,
уважительно относиться к другим, соблюдать верность данному слову точность
выполнения своих обещаний и обязанностей;
бережливо относиться к своим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму
одежды, всегда быть опрятным;
быть вежливым и аккуратным;
проявлять инициативу в общественной жизни школы и класса;
проявлять самостоятельность, ответственность, выполнять порученную работу с
хорошим качеством.
совершать поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами;
уважать людей и себя, любить своих близких;
давать правильную оценку своим поступкам;
отличать «добро от зла», «правду от лжи»;
ценить традиции и культуру человечества.
выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;
правильно переходить дорогу и перекрёсток;
различать сигналы светофора и регулировщика;
правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;
безопасно вести себя в транспорте;
уметь принять безопасную позу при аварийной ситуации;
распознавать дорожные знаки;
оказать первую доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. История кадетства. Правила жизни.
Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет? Культура приветствия. Что
значит слово «Здравствуйте». Правила приветствия. Культура внешнего вида настоящего
кадета (прическа, форма, обувь, правила ухода). Каждой вещи свое место (как правильно
и аккуратно повесить форму). Кадетское приветствие (приветствие входящего в класс
учителя). Кадетское приветствие (рапорт дежурного).
Кадет на уроке. Правила школьной жизни. Зачем нужны перемены. Можно ли
отдыхать с пользой? Культура поведения в столовой. Аккуратность и опрятность –
основа успеха. Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места – порядок в
портфеле). Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места – порядок на
парте). Культура поведения на прогулке, экскурсии. Кадеты. Как все начиналось.
Атрибутика кадетской формы. Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведен ия во
время исполнения гимна. Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во
время выноса флага. Ритуалы в жизни кадета. Клятва. Культура поведения на
общественных местах (культурный центр, театр). Забота о младших – основа кадетского
братства. Как кадет относится к старшим? Мини-проект «Ветеран живет рядом»
(подготовка подарка ветерану). «Ветеран живет рядом». Встреча с ветераном. Групповой
мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета». Политический вестник.
2. Великие полководцы
Александр Невский: Жизнь и деятельность князя Александра Ярославича, защита Руси от
агрессии Запада и Востока. Дмитрий Донской: Победа на Куликовом поле, объединение русских
земель вокруг Москвы. Михаил Скобелев («Белый генерал»): Военное искусство генерала времен
Русско-турецких войн, особенности стратегии и тактики. Федор Ушаков: Морской герой,
непобедимый русский флотоводец эпохи Екатерины II. Павел Нахимов: Адмирал Черноморского
флота, защитник Севастополя в Крымской войне. Георгий Жуков: Маршал Советского Союза,
организатор победоносных операций в годы Великой Отечественной войны. Константин
Рокоссовский: Полководческий талант маршала, блестящие успехи на фронтах Второй мировой
войны Алексей Ермолов: Генерал-полковник, известный своей жесткой рукой и мужеством в
Кавказской кампании. Иван Черняховский: Молодой советский командарм, участник
освобождения Европы от фашистов. Андрей Курбский: Князь-военачальник Ивана Грозного,
противоречивая фигура русской истории. Политический вестник
3. Юные инспекторы дорожного движения.
Мы идём по тротуару. Правила поведения на тротуаре. Элементы улиц и дорог. Дорожная
разметка. Дорожные знаки. Светофор трёхглазый. Сигналы светофора и регулировщика. Игра
«Наш друг Светофор». Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка». Правила для
пешеходов и водителей транспортных средств. Дорожные знаки. Игра «Я – пешеход». Виды
перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Политический
вестник
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Тема изучаемого раздела
1
История кадетства. Правила жизни
2
Великие полководцы
2
Юные инспекторы дорожного движения
3
Политический вестник
Итого:
Кол-во часов
36
10
15
7
68