МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО
___________А. В.
Кульчицкая
Протокол № 1
«28» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР __________
А. Ю. Решетняк
Протокол педагогического
совета № 36 от
«29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________К.Д.Минаев
Приказ № 385-О от
«29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАЩИТА РОДИНЫ: ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»
ДЛЯ 6 КЛАССА
2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: учитель ОБЗР
Шапин Петр Станиславович
г. Евпатория,
2025 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы. Планируемые результаты.
1.3 Рабочая программа
Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВ1
2.1 Календарный учебный график
2.2 Формы текущего/промежуточного контроля
2.3 Материально-техническое обеспечение
2.4 Информационное обеспечение
2.5 Кадровое обеспечение
2.6 Методические материалы
2.7 Оценочные материалы
2.8 Список литературы
2.9 Приложения
2
1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1
Пояснительная записка
КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАЩИТА РОДИНЫ: ОГНЕВАЯ
ПОДГОТОВКА» разработан согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.; Приказу Министерства образования и
науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» приказу
Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О
методических
рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ» .
Актуальность программы обусловлена ее соответствием муниципальному заказу, то есть
тем идеям и положениям, которые заложены в законах, рекомендациях, нормативных локальных
актах, разработанных органами государственной, региональной и муниципальной власти,
образовательного учреждения на приобретение знаний и начальных навыков о военной службе в
Вооруженных Силах Российской Федерации, правилам обращения со стрелковым вооружением и
боеприпасами (учебными), применением общевойсковых средств коллективной и индивидуальной
защиты от средств массового поражения, практическим приёмам стрельбы из пневматического
оружия, навыкам строевой подготовки и знаниям статей общевоинских уставов.
Новизна данной образовательной программы заключается в комплексном решении задач
оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их
интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов,
моральной устойчивости
Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в том, что
структура занятий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает
одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный стрелок»
имеет физкультурно-спортивную направленность и позволяет удовлетворить интерес подростков и
молодежи к военно-прикладным видам спорта.
Пулевая стрельба, как вид спорта, помогает решать основную задачу дополнительного
образования детей в сфере физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и
потребностей, обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в
организации здорового образа жизни. Пулевая стрельба, стрельба в цель - увлекательный вид
спорта, доступный практически каждому, независимо от пола, возраста, телосложения.
Основную часть занятий Программы составляет стрелковая подготовка. Доступной формой
обучения детей приемам стрельбы является стрельба из пневматических винтовок. Преимущества
пневматического оружия: доступность приобретения, хранения, невысокая стоимость винтовки и
пулек к ней; небольшой вес оружия, позволяющий привлекать к обучению стрельбой школьников
с 11-летнего возраста.
Обучение по Программе дает возможность детям научиться обращению с оружием,
формирует навыки стрелковой техники и культуры безопасного владения оружием.
Педагогическая целесообразность
Программы состоит в том, что в процессе её реализации, у обучающихся формируется
психологическая устойчивость. Соревнования по стрельбе эмоционально напряжены, поэтому у
стрелков развиваются устойчивость к стрессовым ситуациям, контроль над эмоциями.
Практическая стрельба является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий.
При занятии стрельбой из пневматического оружия идет развитие физических и морально-волевых
качеств,
совершенствуются специальные психологические качества,
умственные и
интеллектуальные способности обучающихся.
3
Адресат программы
К обучению по программе допускаются подростки в возрасте от 11 до 18 лет, без ограничений
по уровню подготовки и не имеющие противопоказаний по здоровью.
Срок реализации (освоения) программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы
Количество учебных часов - 34 часа
Формы обучения, особенности организации образовательного процесса
Форма занятий - очная. Используется электронное обучение с применением дистанционных
образовательных технологий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим
основаниям. Состав группы - постоянный. Форма занятий - групповая.
Количество детей в группе 8-10 человек (1 год обучения).
Допускается дополнительный набор учащихся в течение учебного года, если есть вакантные
места.
Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного академического часа
45 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Возможность реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Данная форма работы не предусмотрена.
Наличие детей с ограниченными возможностями здоровья.
В программе не предусмотрено обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уровни сложности содержания программы: ознакомительный
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы
Привлечение обучающихся к активным занятиям стрелковым спортом посредством обучения
техническим приемам пулевой стрельбы.
Задачи:
Обучающие:
• обучить основным теоретическим и практическим знаниям в области стрелкового спорта;
• ознакомить с общими сведениями о пневматическом оружии, используемом при стрельбе;
• обучить приемам безопасности при стрельбе из пневматической винтовки;
• формировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки на различные
расстояния из различных положений.
Развивающие:
• развить глазомер, скорость, точность и координацию движений;
4
•
развить выносливость, трудолюбие, меткость, умения правильно анализировать свои
действия;
•
•
расширить кругозор и эрудицию учащихся в области стрелкового спорта;
развитие у детей навыков решения коммуникативных задач в условиях подготовки и
проведения соревнований по стрельбе;
• научить детей ориентироваться в сложной ситуации.
Воспитательные:
• воспитание дисциплины, чувства ответственности;
• развитие навыка группового общения, умения работать в команде;
• формировать мотивацию к здоровому образу жизни
• формировать умение работать с партнёром и командой, быть членом коллектива
Планируемые результаты
Предметные результаты
К концу обучения обучающиеся будут знать:
• историю стрелкового оружия;
• теоретические основы стрельбы;
• элементарные теоретические сведения о баллистике;
• меры безопасности при стрельбе и правила обращения с оружием;
• назначение, общее устройство и принцип действия пневматической винтовки ИЖ-38
(МР-512);
• правила выполнения стрельбы;
• правила соревнований по стрельбе;
• технику стрельбы из пневматической винтовки ИЖ-38 (МР-512) по мишени из
положения, сидя за столом и лежа с упора, стоя с руки, лежа с руки
К концу обучения обучающиеся будут уметь:
• выполнять специальные действия, способствующие уравновешиванию дыхания и пульса;
• занимать правильное положение при изготовке к стрельбе и при стрельбе;
• выполнять основные элементы техники выполнения выстрела;
• выполнять стрелковые упражнения из положения стоя, лежа и сидя;
• делать самоанализ стрельбы;
• выполнять упражнения для развития гибкости, координации и точности
• движения, на расслабление различных групп мышц.
• Правильно почистить оружие
Метапредметные результаты.
•
•
•
•
Ответственность соблюдать меры безопасности при стрельбе из оружия;
Умение соотносить свои действия с планируемым результатом;
Способность к объективной самооценке своих действий при стрельбе;
Умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
• Умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• Умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
5
Личностные результаты
•
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи;
• потребность в здоровом образе жизни;
• владение основами самоконтроля, самооценки.
1.3.
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАЩИТА
РОДИНЫ: ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»
Учебный план КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАЩИТА РОДИНЫ:
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Вводное занятие
Дисциплина и безопасность.
История стрелкового оружия
Материальная часть оружия
Теоретические основы стрельбы
Подготовка пневматической винтовки к
стрельбе.
Общая физическая подготовка стрелка.
Психологическая подготовка стрелка
1
1
1
1
2
В том числе
теория
1
Наблюдение
1
Сдача нормативов
Наблюдение
Выполнение
контрольных
упражнений
Выполнение
контрольных
упражнений
Выполнение
контрольных
упражнений
Выполнение
контрольных
упражнений
Выполнение
контрольных
упражнений
Выполнение
контрольных
упражнений
соревнование
Выполнение
контрольных
упражнений
Выполнение
упражнений
Сдача нормативов
практика
1
1
1
1
1
2
1
1
1
Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Наблюдение
1
1
9
Предварительные упражнения стрельба без пуль.
1
1
10
Устройство пневматической винтовки
ИЖ-38, МР-512, МР-512-44
1
1
11
Приведение винтовки к нормальному
бою.
1
1
12
Подготовительные упражнения по
стрельбе
1
1
13 Вспомогательные упражнения
2
2
14 Основные упражнения по стрельбе
5
5
15 Стрелковые игры
2
2
7
7
17 Соревнования по стрельбе из винтовки
2
2
18 Классификационные соревнования.
19 Заключительное занятие
1
1
1
16
Техника стрельбы из пневматической
винтовки МР- 512 на 10 м.
6
1
№
п/п
Наименование разделов и тем
В том числе
Всего
часов
теория
практика
34
7
27
Итого, часов
Форма
аттестации/
контроля
Содержание КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАЩИТА РОДИНЫ: ОГНЕВАЯ
ПОДГОТОВКА»
1. Вводное занятие
Теория (1 ч.)
Ознакомление с программой и расписанием занятий. Ознакомление с методами местами
проведения занятий. Обязанности дежурного по поддержанию порядка при проведении стрельб.
2. Дисциплина и безопасность.
Теория (1 ч.)
Общие требования. Правила обращения с оружием. Права обязанности стрелка. Меры
обеспечения безопасности при проведении стрельбы из пневматической винтовки. Правила
поведения в помещении для проведения стрельб, сигналы и команды, подаваемые при проведении
стрельб и их выполнение. Изучение инструкции по обеспечению мер безопасности при
проведении стрельб.
3. История стрелкового оружия.
Теория (1 ч.)
Возникновение и развитие стрелкового оружия. Автоматическое стрелковое оружие. Автомат
Калашникова. Совершенствование стрелкового оружия. Малокалиберное оружие.
Совершенствование составных частей и элементов. Современное стрелковое и спортивное
оружие.
4. Материальная часть оружия.
Теория (1 ч.)
Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Общее устройство винтовок ИЖ-38, МР512. Виды прицелов и их устройство. Внесение поправок на прицеле.
Осмотр оружия. Уход за оружием.
5. Теоретические основы стрельбы.
Теория (1 ч.)
Приёмы и правила стрельбы из пневматического оружия. Траектория полета пули, стабилизация.
Определение основы средней точки прицеливания, попадания. Явление выстрела. Отдача
винтовки. Факторы, влияющие на траекторию пули и точность выстрела. Меры безопасности при
стрельбе и правила обращения с оружием.
Практика (1 ч.)
Правильное положение тела стрелка во время выстрела, правильное дыхание.
6. Подготовка пневматической винтовки к стрельбе.
Практика (1 ч)
Заряжение винтовки. Принятие положения для стрельбы. Прицеливание. Нажатие на спусковой
крючок, режим дыхания. Пристрелка оружия. Отлаживание прицельных приспособлений.
Характерные ошибки при стрельбе, возможные неисправности и способы их устранения.
7. Общая физическая подготовка стрелка.
Теория (1 ч.)
Значение общей и специальной физической подготовки.
Практика (1 ч.)
Развитие общей выносливости, силы, силовой выносливости, ловкости, гибкости, координации
7
движений тела. Развитие устойчивости позы тела при стрельбе из различных положений, высокой
точности, быстроты и координации движений частей тела при стрельбе, способн ости выключения
и фиксации отдельных мышц и суставов, автономности и плавности различных видов нажатия на
спусковой крючок. Дыхательные упражнения для повышения мышечно-суставной
чувствительности. Упражнения на расслабление различных групп мышц. На развити е
координации и точности движений. Упражнения на формирование правильной осанки.
Спортивные и подвижные игры как средство активного отдыха. Упражнения с партнерами в
равновесии, в сопротивлении. Упражнения для формирования правильной осанки. Подвижные
игры.
8. Психологическая подготовка стрелка.
Теория (1 ч.)
Преодоление своих отрицательных эмоций. Отключение от внешних и внутренних раздражителей.
Создание эмоционального подъема перед стрельбой. Сосредоточение внимания на своих
действиях для обеспечения точных выстрелов. Мобилизация своих сил для лучшего выполнения
упражнения по стрельбе. Уверенность в точных выстрелах. Надежность стрельбы в любых
экстремальных условиях. Самостоятельность действий при выстреле, анализе своих ошибок и их
устранении.
9. Предварительные упражнения - стрельба без пуль.
Практика (1 ч)
Контроль однообразия прицеливания. Тренировка в стрельбе без пуль. Тренировка в удержании
винтовки, прицеливании, нажатии на спусковой крючок, соблюдение режима дыхания.
10. Устройство пневматической винтовки ИЖ-38 (МР-512).
Практика (1 ч.)
Необходимые действия по обслуживанию пневматической винтовки.
11. Приведение винтовки к нормальному бою.
Практика (1 ч.)
Проверка боя винтовки. Регулировка прицела по вертикали и по горизонтали.
12. Подготовительные упражнения по стрельбе
Практика (1 ч.)
Начальное и тренировочное. Изготовка к стрельбе из винтовки сидя за столом с опорой локтями о
стол. Контроль однообразия прицеливания из винтовки. Прицеливание из винтовки по фигурным
мишеням. Принятие устойчивой изготовки для стрельбы из винтовки стоя без опоры
длительностью до 5 минут и более. Самоконтроль изготовки. Тренировка в стрельбе из винтовки
без пуль. Координация всех действий стрелка.
13. Вспомогательные упражнения по стрельбе
Практика (2 ч.)
Упражнение 1. Стрельба из винтовки по белому листу бумаги для выработки навыка плавного
нажатия на спусковой крючок.
Упражнение 2. Стрельба из винтовки по квадрату 10х10 см на листе белой бумаги. Определение
средней точки попадания.
14. Основные упражнения по стрельбе
Практика (5 ч.).
Упражнение 1. Стрельба из винтовки по круглой
стол. Вынос точки прицеливания.
Упражнение 2. Стрельба из винтовки по круглой
Упражнение 3. Стрельба из винтовки по круглой
Упражнение 4. Стрельба из винтовки по круглой
Упражнение 5. Стрельба из винтовки по круглой
мишени, сидя за столом с опорой локтями на
мишени
мишени
мишени
мишени
8
лежа с упора.
стоя без опоры.
стоя без опоры.
стоя без опоры.
15. Стрелковые игры
Практика (2 ч.).
«График» Для тренировки выносливости к длительным напряжениям, развитие умения
мобилизации на выполнение каждого выстрела.
«Биатлон» с бегом. Для развития скоростных навыков точной стрельбы после интенсивного бега.
16. Техника стрельбы из пневматической винтовки ИЖ-38 (МР-512) на 10 м.
Практика (7 ч.)
Стрельба по белому листу для выработки навыка плавного нажатия на спусковой крючок.
Количество выстрелов - 3.
Стрельба по квадрату 14×14 на листе белой бумаги. Выстрелов - 3. Задание попасть в квадрат.
Задание попасть в квадрат, найти среднюю точку попадания по пяти пробоинам и научиться
делать поправку в наводке винтовки.
Стрельба по спортивной мишени «П» из положения стоя за стойкой с опорой локтями. Выстрелов
3×5
Мишень «П» стоя за стойкой с опорой локтями. Выстрелов - 3×5 Задание - выбить не менее 40 из
50.
17. Соревнования по стрельбе из винтовки
Практика (2 ч.).
Проводится между членами объединения, на первенство учебного заведения
18. Классификационные соревнования.
Практика (1 ч.).
Стрелковые игры. Соревнования по стрельбе из винтовки.
19. Заключительное занятие (1 ч.)
Теория (1 ч.)
Проверка знаний пройденного теоретического материала.
Тематический план дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Юный стрелок»
№ Кол-во
Тема занятия
п/п часов
1.
1
1. Вводное занятие
2. Дисциплина и безопасность (4 ч)
Правила обращения с оружием. Меры обеспечения
безопасности при проведении стрельбы из
пневматической винтовки. Правила поведения в
2.
1
помещении для проведения стрельб, сигналы и команды,
подаваемые при проведении стрельб и их выполнение.
Изучение инструкции по обеспечению мер безопасности
при проведении стрельб
3. История стрелкового оружия (2 ч)
Возникновение и развитие стрелкового оружия.
3.
1
Современное стрелковое и спортивное оружие.
4. Материальная часть оружия (6 ч)
Назначение и боевые свойства пневматического оружия.
Общее устройство винтовок ИЖ-38 (МР-512). Виды
4.
1
прицелов и их устройство. Внесение поправок на
прицеле. Осмотр оружия. Уход за оружием
5. Теоретические основы стрельбы
5.
1
Приёмы и правила стрельбы из пневматического оружия.
9
Форма
занятия
Беседа.
Форма
контроля
Наблюдение
Беседа.
Наблюдение
Беседа,
практика.
Опрос
Беседа,
просмотр
видео
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
№ Кол-во
п/п часов
6.
1
7.
1
8.
1
9.
1
10.
2
11.
1
12.
1
13.
2
14.
1
Тема занятия
Форма
занятия
Траектория полета пули, стабилизация. Определение
основы средней точки прицеливания, попадания.
Явление выстрела. Отдача винтовки Факторы, влияющие
на траекторию пули и точность выстрела.
Правильное положение тела стрелка во время выстрела,
Беседа,
правильное дыхание.
практика
6. Подготовка пневматической винтовки к стрельбе
Назначение, общее устройство, принцип действия и
технические характеристики пневматической винтовки
МР-512. Заряжение винтовки. Принятие положения для
стрельбы. Прицеливание. Нажатие на спусковой крючок,
Беседа,
режим дыхания. Пристрелка оружия. Отлаживание
практика
прицельных приспособлений. Характерные ошибки при
стрельбе, возможные неисправности и способы их
устранения.
7. Общая физическая подготовка стрелка
Значение общей и специальной физической подготовки.
Развитие устойчивости позы тела при стрельбе из
различных положений. Развитие точности, быстроты и
Беседа
координации движений частей тела при стрельбе.
Дыхательные упражнения для повышения мышечносуставной чувствительности.
Упражнения на расслабление различных групп мышц. На
развитие координации и точности движений.
Практическое
Упражнения на формирование правильной осанки.
занятие
Спортивные и подвижные игры как средство активного
отдыха
8. Психологическая подготовка стрелка
Преодоление отрицательных эмоций. Отключение от
внешних и внутренних раздражителей. Сосредоточение
внимания на своих действиях. Мобилизация сил для
Беседа,
лучшего выполнения упражнения по стрельбе.
тренинг
Самостоятельность действий при выстреле, анализ своих
ошибок и их устранение.
9. Предварительные упражнения - стрельба без пуль
Контроль однообразия прицеливания. Тренировка в
стрельбе без пуль. Тренировка в удержании винтовки,
Практическое
прицеливании, нажатии на спусковой крючок,
занятие
соблюдение режима дыхания.
10. Устройство пневматической винтовки ИЖ-38 (МР-512)
Углубленное изучение устройства винтовки и работы
Презентация,
частей и механизмов пневматической винтовки ИЖ-38
просмотр
(МР- 512). Обслуживание пневматической винтовки.
фильма
11. Приведение винтовки к нормальному бою
Приведение винтовки к нормальному бою. Проверка боя
винтовки. Регулировка прицела по вертикали и по
Практическое
горизонтали. Проверка боя винтовки. Регулировка
занятие
прицела по вертикали и по горизонтали.
12. Подготовительные упражнения по стрельбе
Практическое
Выполнение подготовительных упражнений по стрельбе.
занятие
13. Вспомогательные упражнения по стрельбе
10
Форма
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Выполнение
упражнений,
наблюдение
Выполнение
упражнений,
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
№ Кол-во
п/п часов
Тема занятия
15.
1
Выполнение вспомогательных упражнений по стрельбе.
16.
1
Выполнение вспомогательных упражнений по стрельбе.
Форма
Форма
занятия
контроля
Практическое Наблюдение
занятие
Практическое Наблюдение
занятие
14. Основные упражнения по стрельбе
17.
1
Выполнение основных упражнений по стрельбе.
18.
1
Выполнение основных упражнений по стрельбе.
19.
1
Выполнение основных упражнений по стрельбе.
20.
1
Выполнение основных упражнений по стрельбе.
21.
1
Выполнение основных упражнений по стрельбе.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
15. Стрелковые игры
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Практическое Наблюдение
занятие
Практическое Наблюдение
1
Стрелковые игры
занятие
16. Техника стрельбы из пневматической винтовки ИЖ-38 (МР-512) на 10 м
Отработка техники стрельбы из пневматической
Практическое Наблюдение
1
винтовки МР-512 на 10 м.
занятие
Отработка техники стрельбы из пневматической
Практическое Наблюдение
1
винтовки МР-512 на 10 м.
занятие
Отработка техники стрельбы из пневматической
Практическое Наблюдение
1
винтовки МР-512 на 10 м.
занятие
Отработка техники стрельбы из пневматической
Практическое Наблюдение
1
винтовки МР-512 на 10 м.
занятие
Отработка техники стрельбы из пневматической
Практическое Наблюдение
1
винтовки МР-512 на 10 м.
занятие
Отработка техники стрельбы из пневматической
Практическое Наблюдение
1
винтовки МР-512 на 10 м.
занятие
Отработка техники стрельбы из пневматической
Практическое Наблюдение
1
винтовки МР-512 на 10 м.
занятие
17. Соревнования по стрельбе из винтовки
1
Соревнования по стрельбе из винтовки
Соревнование Наблюдение
1
Соревнования по стрельбе из винтовки
Соревнование Наблюдение
18. Классификационные соревнования
Сдача
1
Классификационные соревнования
Соревнование
нормативов
1
19. Заключительное занятие.
1
Стрелковые игры
11
2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график реализации КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАЩИТА РОДИНЫ: ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»
Количество учебных недель
Первое полугодие
Второе полугодие
Аттестация
34 недели
с 01 сентября по 31 декабря, 16 учебных
недель
с 09 января по 31 мая, 18 учебных недель
Конец мая
2.2. Условия реализации программы реализации дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Юный стрелок»
2.2.1. Формы текущего контроля / промежуточной аттестации
Виды контроля
Текущий контроль, проводится в
середине года (декабрь)
Промежуточная аттестация,
проводится в конце учебного года.
Формы контроля
Зачеты по теории, выполнение контрольных
упражнений, участие в соревнованиях по стрельбе
Сдача нормативов
2.2.2. Материально-техническое обеспечение программы
Помещение: стрелковый тир, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий,
и оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Перечень оборудования, инструментов, и материалов
• Плакаты по изучению устройства и взаимодействия частей АКМ, ПМ и пневматической
винтовки;
• Пневматическая винтовка;
• Стенды для стрельбы;
• Мишени бумажные (различные);
• Пульки для стрельбы из пневматического оружия 4,5 мм;
• Маты для стрельбы;
• Валики для стрельбы из упора, столы.
2.2.3. Информационное обеспечение
Интернет-ресурсы:
1. Официальный интернет-сайт Стрелкового Союза России: http://shooting- russia.ru
2. Официальный интернет-сайт Федерация пулевой и стендовой стрельбы города Москвы:
http://www.shooting- mosc эow.ru/index.html
3. Пулевая стрельба Учебно-методическое пособие http://shooting- russia.ru/library/
Учебные фильмы
• Практическая стрельба. Пневматика. https://dok-film.net/prakticheskaya- strelba-pnevmatikagrazhdanskoe-oruzhie-2019.html
• Пулевая стрельба. Учебное пособие https://www.voutube.com/watch?v=bugFVOZi8mk
• Стрельба из пневматической винтовки
https://azclip.net/rev/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8+%D1%81%D1%82%D1%
80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%8B+%D0%B8%D0%B7+%D0%BF%D0%BD%D0%
B5%D0%B2%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE
12
%D0%B9+%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8/
2.2.4. Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог, имеющий высшее образование либо среднее профессиональное
образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей
среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительной
общеразвивающей программе, и получение при необходимости после трудоустройства
дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и
педагогические науки".
2.2.5. Методическое обеспечение
Методы обучения
В подготовке стрелков применяются различные методы обучения и тренировки. Однако
основными следует считать индивидуальный, групповой, индивидуально-групповой и метод
самостоятельной работы.
Индивидуальный метод применяется для углубленной отработки техники стрельбы. Его
особенность состоит в том, что педагог работает с каждым занимающимся отдельно.
Целесообразно применять этот метод в тренировочной работе, и особенно при подготовке
стрелков к ответственным соревнованиям.
Групповой метод применяется главным образом на учебных занятиях, когда педагог обучает
одновременно несколько занимающихся. Надо иметь в виду, что при таком методе внимание
педагога рассредоточивается и возможность подметить и исправить ошибки у каждого
обучающегося уменьшается, а это снижает качество отработки приемов.
Индивидуально-групповой метод на занятиях по стрельбе является основным.
Особенность его состоит в том, что педагог часть занятий проводит со всей группой
одновременно, а часть - с отдельными стрелками. В то время как педагога занимается с одним-двумя
обучающимися, остальные обучаемые работают самостоятельно над выполнением задания.
Метод самостоятельной работы состоит в том, что обучающиеся, получившие от педагога
задание, самостоятельно или попарно отрабатывают приемы стрельбы или тренируются в
производстве "холостых" выстрелов. Словесный: объяснение, рассказ, беседа, консультация.
Игры: развивающие, подвижные; игры на развитие внимания, памяти, глазомера,
воображения.
Наглядный: использование наглядных, демонстрационных и видеоматериалов, приборов,
моделей и т.д.
Психологический и социологический: анкетирование, психологические тесты, создание и
решение различных ситуаций.
Формы обучения
Теоретические занятия.
Практические занятия.
Комбинированные формы.
Проведение и участие в соревнованиях по пулевой стрельбе.
2.2.6. Методика организации теоретических и практических занятий
На теоретических занятиях сообщаются основные сведения об отечественном стрелковом
оружии, его основных технических характеристиках, истории стрелкового спорта, технике и
методике стрельбы, основные правила по технике безопасности во время тренировочных занятий, а
также особенности стрельбы из различных положений.
Педагог подачу нового теоретического материала осуществляет следующими методами:
рассказ, беседа, показ с объяснением и демонстрацией наглядных пособий.
На практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки в совершенствовании
13
техники стрельбы из пневматического оружия;
Прохождение каждой новой темы и выполнение упражнений по стрельбе предполагает
постоянное повторение предыдущих тем и овладение определенными практическими навыками в
стрельбе, винтовки и пистолеты, необходимое количество мишеней, пуль, стенды для стрельбы.
К занимающимся предъявляются определенные требования по мерам безопасности при
обращении с пневматическим оружием, т.к. при нарушении правил по технике безопасности
возможно получение серьезных травм и увечий, по знанию устройства и работы данного вида
оружия.
Перед выполнением практических упражнений педагог проводит словесное разъяснение
техники исполнения.
В течение практической части занятия педагог осуществляет текущий контроль качества и
правильности выполнения заданий.
По окончании изучения каждой новой темы педагог проводит фронтальный опрос
обучающихся и контрольные стрельбы.
При завершении изучения конкретного раздела курса педагог осуществляет рубежный
контроль путем устного опроса обучающихся по всем пройденным темам, проводит
квалификационные соревнования.
На каждом занятии, по окончании стрельбы, обучающиеся получают свою мишень с оценкой
или замечаниями педагога.
Меры по обеспечению безопасности учебных занятий и соревнований включают:
• контроль освоения занимающимися правил обращения с оружием, боеприпасами и
поведения на стрельбище;
• формирование у занимающихся прочных навыков правильного обращения с оружием
и патронами и воспитание у них нетерпимого отношения к нарушениям прав ил окружающими;
• контроль преподавателя за действиями занимающихся и обеспечение страховки при
занятиях начинающих;
• исключение самостоятельных тренировок начинающих и неквалифицированных
стрелков;
• оформление тира плакатом с правилами поведения и безопасного обращения с
оружием.
14
3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Условия выполнения контрольных упражнений
Индекс
упражнения
«Начинающий
стрелок»
«Юный
стрелок»
«Меткий
стрелок»
«Снайпер»
Количество
Диста Положение
выстрелов
нция,
для
м
стрельбы пробное зачетное №
5
10
Сидя или
стоя с
опорой
С опорой о
стол
Мишени
Кол-во
пробных
Кол-во
зачетных
Время на
стрельбу
мин.
3
5
П
1
1
Неограниченн
ое
6
20
П
2
4
30 мин
10
Стоя
6
20
П
2
4
45 мин
10
Стоя. Лежа
6
20
8
2
4
40 мин
Разрядные нормы по стрельбе пулевой:
Уровни достижений
Положение для
Дистанция
пол
стрельбы
м
переходной Мин. средний высокий
Сидя или стоя с
м
40
«Начинающий
опорой на стол
5
стрелок»
д
34
(5выстрелов)
м
130
150
170
«Юный
С опорой о стол
10
стрелок»
(20выстрелов)
д
122
142
162
«Меткий
Стоя
м
110
130
150
10
стрелок»
(20выстрелов)
д
100
120
140
Стоя. Лежа
м
310
330
350
«Снайпер»
(40выстрелов 20/20)
10
д
300
320
340
(40 выстрелов 20 + 20)
Индекс
упражнения
3.2. Методические материалы
1.
Алексеев А.В. Преодолей себя! - М.: Физкультура и спорт, 2003.
2.
Вайнштейн Л. М. Основы стрелкового мастерства. - М.:ДОСААФ СССР, 1960
3.
История физической культуры и спорта [Текст] : учебник для студентов учреждений
высшего профессионального образования / Б. Р. Голощапов. 10-е изд., стер. - Москва : Академия,
2013. - 310с
4.
Дмитриевский А.А. Внешняя баллистика. - М.: Воениздат, 1979.
5.
Идеомоторные представления и их значение в спортивной тренировке. - М.: Физкультура и
спорт, 1967.
6.
Королев Г.И. Управление системой подготовки в спорте. - М.: Мир атлетов, 2005.
7.
Курс стрельбы из стрелкового оружия, танков и боевых машин КС-2000.МВД РФ,2000.
8.
Огневая подготовка. Учебник МВД РФ. Авторский коллектив ЦОКР МВД России. - М.,2009.
9.
Организация и проведение занятий по огневой подготовке из стрелкового оружия.
Методические рекомендации. -М.: Военная академия имениФ.Э.Дзержинского,2002.
10. Потапов А.А. Искусство снайпера. - М./Фаир-Пресс,2005
11. Макарова Г.А. Фармакологическое обеспечение в системе подготовки спортсменов. - М.:
Советский спорт, 2004.
12. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. М.: Советский спорт, 2005.
15
13.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/профессия тренер. - М.: АСТ, 2004.
14. Общая теория и ее практические приложения. - М.: Советский спорт, 2005.
15. Полякова Т.Д. Профилактика и реабилитация зрения. Методические рекомендации. - Минск:
БТИФК, 1992.
16. Пулевая стрельба. Примерные программы. - М.: Федеральное агентство по физической
культуре и спорту, 2005.
17. Роженцов В.В. Утомление при занятиях физической культуры и спортом: проблемы, методы
исследования. - М.: Советский спорт, 2006.
18. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте. - М.:
Спорт Академ Пресс, 2000.
19. Теоретическая подготовка юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1981.
20. Федорин В.Н. Общая и специальная физическая подготовка стрелка- спортсмена. Учебное
пособие. - Краснодар: Изд-во Редакционноиздательского совета Кубанской государственной
академии ФК,1995.
21. Физиология человека. - М.: Физкультура и спорт, 1970.
3.3. Лист корректировки КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАЩИТА
РОДИНЫ: ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»
№
п.п.
Причина корректировки
Дата
16
Согласование с заведующим
подразделения (подпись)