РП ВД Развивайка (1 класс) НОО 2025-2026

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
начальной школы
Руководитель ШМО
________Л.Р.Эмир-Аметова
Протокол № 1
28.08.2025 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
УВР

УТВЕРЖДЕНО
по Директор

___________К.Д. Минаев
____________А.Ю. Решетняк Приказ № 385 – 0
Протокол
педагогического от 29.08.2025г.
совета № 36 от 29.08.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Развивайка»
ДЛЯ 1 КЛАССА
2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: учитель Стовбур А.В.

Евпатория, 2025г.
1

Рабочая программа к курсу « Развивайка » составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся
младших классов с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам
и умницам».
Пояснительная записка
Курс «Развивай-ка» создаёт условия для развития у детей познавательных
интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него
чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного
развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты
реакции, формирования нестандартного мышления.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе
системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать
свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
В программе « Развивай-ка» применяются технологии, ориентированные на
индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- игровые технологии;
- технология разноуровневого обучения;
- проблемное обучение;
- здоровьесберегающая технология;
- групповые технологии
Использование игровых технологий вовлекает учащихся в творческую деятельность. В
процессе игры снижается напряжение, скованность, нерешительность, нарастает интерес.

Внедрение технологии разноуровневого обучения даёт возможность для каждого ученика
реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.
При работе с использованием проблемного обучения происходит развитие:
- умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют
учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
- самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка
проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана
решения);
-креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий,
поиск нестандартных решений).
Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по РПС в большей
степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной
деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной
активности детей. Все занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий
характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества
ребенка, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования
полноценной самостоятельно мыслящей личности. Занятия построены таким образом, что
один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей
динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания
усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнени я заданий,
сложнее становятся предлагаемые рисунки.
Формы деятельности:
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же
индивидуальная, групповая и коллективная работы, работа в парах, конкурсы, подвижные
игры .
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным
стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы факультатива, воспитательного результата положены методики,
предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности
учащихся по каждой теме.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности
учащихся по каждой теме.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результататы :
Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать
решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.


Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.
Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать
решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как
осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых
шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная
проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации
самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо
развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за
счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить сни жение
самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и
старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся
подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый
положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться
выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение
урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к
одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой
из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением
материала и решаемых задач.
Для проведения занятий
разработан учебно-методический комплект,
состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из
возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач,
направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью
усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать,
сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения;
проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради
включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие
познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной
и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с
учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена
автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания
происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
-задания на развитие внимания;
-задания на развитие памяти;
-задания на совершенствование воображения;
-задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного
пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая
двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование
слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей
памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате
таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные
термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и
слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность,
закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных
фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и
проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и
правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать
различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи
между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания,
направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями
(шаговое выполнение задания).
Тематическое планирование.
№

1

2

3

4
5

6

7
8

Тема

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной
сложности. Развитие аналитических способностей и
способностей рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать. Логическипоисковые задания.
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать.
Тренировка памяти. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать.
Поиск закономерностей. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Совершенствование воображения. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать.
Развитие наглядно-образного мышления. Задания по
перекладыванию спичек. Ребусы.
Итого

Количество
часов
5

5

5

5
5

4

5
34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».