РП ДО Шахматы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001

ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом
МБОУ «СШ № 14 им. З. А.
Сорокина»

директором МБОУ «СШ
№ 14 им. З. А. Сорокина»
____________К. Д. Минаев

Протокол № 36 от

Приказ № 385-О от

29.08.2025 г.

«29» августа 2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ШАХМАТЫ»
2025-2026 учебный год
Направленность – физкультурно-спортивная
Срок реализации программы - 1 год (34 часа)
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый (ознакомительный)
Возраст обучающихся 6-18 лет
Составитель: Решетняк Алексей Юрьевич, педагог дополнительного
образования МБОУ «СШ № 14»
Евпатория, 2025 г.

Содержание
1. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи

8

1.3. Воспитательный потенциал программы

10

1.4. Содержание программы

11

1.5. Планируемые результаты

13

2. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

14

2.1. Календарный учебный график

14

2.2. Условия реализации программы

15

2.3. Формы аттестации

19

2.4. Список литературы

20

3. Раздел 3. Приложения

21

3.1. Оценочные материалы

21

3.2. Методические материалы

29

3.3. Календарно-тематическое планирование

33

3.4. Лист корректировки

37

3.5. План воспитательной работы

38

2

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Шахматы»
реализует общеинтеллектуальное направление и социально-педагогическую
направленность. История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Эта
игра проникла во многие культуры, испытала их влияние, и дошла до нашего времени. Шахматы в начале XX века получили поддержку правительства, общественных организаций и снискали себе любовь советского народа. Они являются частью
духовной культуры общества, обогащая ее интересными достижениями и ценными
качествами. В современном мире наша страна борется за доминирующее положение на шахматном поприще. Множество Российских гроссмейстеров достойно выступают на сильнейших соревнованиях планеты.
Особое значение программы обусловлено тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция
обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, являющимися основанием для проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020г.);
- Федеральный Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020г.);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018г. № 16);
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);

3

- Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование
для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016г. № 11);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопас- ности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI.
Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей имолодежи»);
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07
декабря 2018 г., протокол № 3);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018г. № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме
реализации образовательных программ».
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей», письмо Министерства образования

4

и науки РФ от 29 марта 2016г. № ВК-641/09 «О направлении методиче- ских
рекомендаций»;
- Закон Республики Крым «Об образовании» от 06.07.2015г. № 131ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019г.);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09 декабря 2021г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Примерные образовательные программы дополнительного образования
«ШАХМАТЫ» для общеобразовательных школ и учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе»,
автор И.Г. Сухин.
- Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым» (МБОУ «СШ
№14») от 21.07.2015 г. №632-п.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет физкультурно – спортивную направленность. Программа направлена
на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста
помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа
Актуальность программы
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням
тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность.
Новизна программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в
шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, разбор дидактических задач и т. д.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организован5

ная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Отличительная особенность данной дополнительной общеразвивающей программы в поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Подбор заданий на занятиях «Шахматы» осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося. Отличительная
особенность обучения в методике индивидуального подхода к каждому учащемуся
при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход
базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная
методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса.
Педагогическая целесообразность
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно
судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций,
занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных
шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы
становятся всё более серьёзным занятием огромного количества детей и помогают
становлению школьника в любой среде деятельности, способствуя гармоничному
развитию личности. Опыт работы педагогов и тренеров-преподавателей по шахматам в нашей стране и за рубежом подтверждает уникальные возможности шахмат
для обучения, развития и воспитания учащихся разного возраста. В предлагаемой
программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а
также настойчивости в достижении цели. Занятия шахматами развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют его память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие качества как воля к победе, решительность, выносливость, выдержка, терпение, трудолюбие, наконец, учат работать с
книгой.
Целесообразность данной программы заключается в том, что она является
целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения. Позволяет
обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе личностные возможности,
направленные на самоопределение и самореализацию обучающегося в
современном мире.
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей 6 - 18 лет. В учебные группы
принимаются все желающие без специального отбора. Группы составляются
примерно одного возраста (разница в возрасте допускается). Индивидуальный
подход пред6

полагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента,
характера.
Стартовый уровень – 1 год обучения.
Уровень программы
Уровень программы – стартовый.
Объем и сроки освоения программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Шахматы» - 1 год.
Объем программы:
Стартовый уровень 1 год обучения –34 часов.
Формы обучения
Форма обучения по программе – очная.
Особенности организации образовательного процесса
В организации образовательного процесса по данной программе используется традиционная модель реализации программы. Занятия образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом данной программы.
Группы формируются из обучающихся в пределах указанной возрастной категории (7 - 12 лет), не имеющие ограничений по здоровью. Специального отбора в
детское объединение для обучения по стартовой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы» не предусмотрено. Состав групп
– постоянный. Занятия проводятся в групповой форме.
Виды занятий определяются содержанием программы: практическое занятие,
тематическое занятие, выполнение самостоятельной работы, участие в спортивных
мероприятиях, шахматных олимпиадах, экскурсии и другие.
В процессе реализации учебного процесса применяется индивидуальный и
дифференцированный подход к обучению.
Режим
занятий
Стартовый уровень
Первый год обучения:
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу по 45
минут. Всего - 34 учебных часов в год, количество детей в группе: 12-15 человек.

7

1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и
аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение
общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Задачи программы:
Предметные (обучающие):
1. Формирование универсальных учебных действий по предмету.
2.Овладение учащимися знаниями теории и практики шахматной игры.
3. Формирование и развитие у учащихся на основе теоретических и практических
занятий навыков ведения шахматной борьбы при помощи коллективного обсуждения шахматной стратегии и тактики.
4. Формирование навыков индивидуального и коллективного творчества с целью
подготовки шахматистов – разрядников.
5. Подготовка к успешным выступлениям на различных соревнованиях.
6. Выявление способных и талантливых спортсменов для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства.
7. Использование новейших электронных и компьютерных технологий для изучения и получения учащимися шахматного опыта.
Метапредметные (развивающие):
1. Развитие у учеников инициативы, логики, памяти, внимания, пространственного
мышления, индивидуальности, самообладания, самостоятельности, эстетического
вкуса и понимания красоты шахматных этюдов и комбинаций.
2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
3. Развитие личностного потенциала.
4. Развитие коммуникативных навыков и качеств личности.
5.Формирование навыков здорового образа жизни.
6.Развитие качеств «сильной личности», уверенности в себе - формирование потребности юнармейцев в постоянном пополнении своих знаний в укреплении своего здоровья.
Личностные (воспитательные):
1. Воспитание общекультурных компетенций: умение применять на практике полученные шахматные знания, применять теорию на соревнованиях, грамотно вести
шахматную борьбу за доской.
2. Воспитание и развитие интереса учащихся к шахматам, к самостоятельной работе
и творчеству.
3. Формирование высоконравственного, творческого и компетентного гражданина
России.
4. Формирование социально-нравственных и культурных ценностей человека.

8

5. Формирование устойчивой мотивации к занятиям шахматами и на участие в раз-

личных шахматных турнирах, соревнованиях района, города и области.
5. Пропаганда шахматного спорта.
6. Воспитать у подростков способности к лидерству, способности в критической
ситуации взять на себя всю полноту ответственности за себя и всех членов коллектива.
Цель 1 года обучения: всестороннее развитие личности ребёнка,
способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей
такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели,
через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Задачи 1 года обучения:
Предметные:
- знания по истории шахмат, развитию спорта и олимпийского движения, о положительном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
- умение оказывать помощь товарищу при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила
игры и соревнований.
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической
и физической подготовке в полном объеме;
- обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды. В области эстетической культуры: - способности вести
наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно
оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
Метапредметные:
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа
жизни, профилактика вредных привычек и (отклоняющегося) поведения;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

9

- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий.
Личностные:
- положительное отношение школьников к занятиям умственной деятельностью,
накопление необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,
достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и
физической подготовленности.
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о способах
профилактики заболеваний средствам физической культуры.
В течении учебного курса и конце изучения рабочей программы планируется
снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде.
Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в шахматы, привитие любви к спортивным играм.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа направлена на формирование у юных шахматистов
общероссийской гражданской идентичности и гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения с использованием культурного наследия, традиций народов России и Крыма,
формирование морально-нравственных и личностных качеств.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели обучающиеся программы “Шахматы” базируются на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального,
культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей. Воспитательная работа направлена на организацию
содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных
10

формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост
нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного
пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.
Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.
Обучаясь по данной программе, учащиеся познакомятся с историей шахмат,
биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры,
приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивные разряды.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет, достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повысится интерес к
творческим занятиям и уровень личностных достижений обучающихся.
В процессе проведения воспитательных мероприятий у обучающихся сформируются чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее
традициям. Обучающиеся будут проявлять уважение к высоким образцам культуры других стран и народов. Дети будут доброжелательными в оценке творческих
работ товарищей, критически относиться к своим работам, у них будет воспитано
чувство ответственности при выполнении своей работы, они будут помогать другим детям при выполнении работы. У обучающихся сформируются личностные
качества: целеустремлённость, стремление к совершенству и творческому росту,
трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до
конца.
1.4. Содержание программы
Учебный план
Стартовый уровень 1 год обучения
№
п/п

Наименование тем

1.

Вводное занятие. Т.Б.
История развития шахмат
Первоначальные понятия
Тактика

2.

3.

Стратегия

4.

Эндшпиль

Общее количество часов Формы аттеВсего Теория Практика стации/ контроля
Текущий кон2
1
троль, опрос.
4
2
Текущий контроль, тестирование
3
2
1
Текущий контроль, тестирование
Текущий кон3
2
1
троль, тести11

5.

Дебют

2

2

-

6.
7.
8.

Блиц - турниры
Конкурс решения задач
Турниры

2
3
14

-

2
3
14

9.

Анализ партий

2

-

2

1

-

1

1

-

1

34

8

26

10. Сеанс одновременной игры
11. Итоговое занятие
Всего:

рование
Текущий контроль, тестирование, опрос
Зачет
Зачет
Тестирование,
зачет.
Текущий контроль, опрос.
Текущий контроль, опрос.
Текущий контроль, опрос.

Содержание учебного плана
Стартовый уровень 1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. История происхождения шахмат (1 час)
Теория: Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила
дорожного движения.
История происхождения шахмат. Легенды о шахматах. Великие шахматисты
мира
Тема 2. Первоначальные понятия Тактика. (2 часа)
Теория: Шахматная доска. Линии шахматной доски. Название фигур. Начальная позиция. Ходы фигур. Взятие на проходе. Нападение. Защита. Значение
короля. Шах. Способы защиты от шаха. Ценность фигур. Мат. Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур. Комбинации коневые, пешечные, основанные на диагональном действии слонов, тяжело фигурные комбинации, основанные на взаимодействии фигур.
Практика: Поставить мат друг другу. Выполнить задания, используя компьютерные программы: «Шахматы в сказках», «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа для начинающих». Самостоятельно найти решения в нескольких
комбинациях, рассмотреть эти решения на демонстрационной доске. Выполняют
задания, используя компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная тактика», «Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов», «Шахматные комбинации», «Шахматные задачи».

12

Тема 3. Стратегия. (3 часа)
Теория: Атака на короля. Методы атаки на короля, при односторонних, разносторонних рокировках, а также не рокировавшего короля. Открытая линия. Захват открытой линии тяжёлыми фигурами. Возможность вторжения в лагерь противника. 7-я (2-я) горизонталь. Эффективность вторжения по открытым линиям на
7-ю (2-ю) горизонтали.
Тема 4. Эндшпиль. (3 часа)
Теория: Пешечные эндшпили. Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях. Резкий рост активности короля и ценности пешки в пешечных окончаниях.
Отдалённая проходная. Защищённая проходная. Рассматривается план выигрыша.
Ладейные эндшпили: принципы игры, технические приёмы. Борьба ферзя против
пешки. Трудности, возникающие при удалении короля сильнейшей стороны и нахождении пешки на предпоследней горизонтали.
Тема 5. Дебют. (2 часа)
Теория: Технология изучения дебюта. Рассматриваются партии дебютов.
Раскрываются их идеи.
Тема 6. Блиц – турниры. (2 часа)
Практика: Провести турнир с контролем времени на партию по 5 минут каждому участнику.
Тема 7. Конкурс решения задач. (3 часа)
Практика: Провести конкурс решения задач. Поощрить победителей. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматные задачи»,
«Шахматные комбинации».
Тема 8. Турниры. (14 часов)
Практика: Провести турниры внутри группы, включая «Шахматный турнир
семейных команд». Участвуют в соревнованиях районных, городских, международных. Выполняют задания, используя компьютерную программу: «Шахматная
школа для шахматистов IV – II разрядов».
Тема 9. Анализ партий. (2 часа)
Практика: Провести анализ партий индивидуально, либо в присутствии всей
группы с обсуждением ошибок.
Тема 10. Сеанс одновременной игры. (1 час)
Практика: Провести сеанс одновременной игры. В начале и в конце учебного года.
Тема 11. Итоговое занятие. (1 час)
Практика: Провести промежуточную аттестацию учащихся.
Определить дальнейшие планы.
1.5.

Планируемые результаты

Стартовый уровень 1 год обучения
Предметные результаты (обучающие):
13

По окончании стартового уровня 1 года обучения по данной программе
обучающиеся:
- будут иметь представление об элементарных понятиях шахматной игры;
- будут иметь знания о классификации дебютов;
- будут уметь: применять элементарные тактические приемы и приемы эндшпиля
Метапредметные результаты (развивающие):
По окончании стартового уровня 1 года обучения по данной программе у
обучающихся:
- развивать умение классифицировать, систематизировать;
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- способствовать развитию сообразительности;
- способствовать развитию внимания, памяти, воображения;
- способствовать развитию абстрактного мышления;
- способствовать развитию общительности, коммуникабельности;
- способствовать физическому развитию;
- способствовать развитию координации движений;
Личностные результаты (воспитательные):
По окончании стартового уровня 1 года обучения по данной программе
- будут развиты:
фантазия, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
волевые качества личности.
-будет развит интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
-будет развита способность анализировать и делать выводы; творческая активность.
2.

Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

Год
Дата
обучения
начала
(уровень)
занятий
1 год обуче- 01.09.2025 г.
ния (стартовый)

Дата
окончания
занятий
31.05.2025 г.

Количество
учебных
недель
34

Количество
учебных часов в неделю
1

Количество
учебных часов в год
34 часа (1
час в неделю)

Режим занятий
1 раз
В неделю

по 1 часу

В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой и планом работы учреждения.
14

В период школьных летних каникул занятия детей в детском объединении
проводятся по утвержденному расписанию, составленному на период летних каникул, в форме учебных занятий, экскурсий, тематических мероприятий, работы
творческих групп, мастер-классов или по краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
В период всех каникул допускается работа с переменным составом обучающихся, объединение учебных групп, сокращение численности их состава, корректировка расписания с перенесением занятий на утреннее время.
2.2. Условия реализации программы
Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы» осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование и профессиональное образование в
области, соответствующей профилю программы, в соответствии с
Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», а также постоянно повышающим уровень профессионального
мастерства.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
Материально-техническое обеспечение
Сведения о помещении, в котором проводятся занятия: учебный кабинет, компьютерный класс и игровой зал.
Перечень оборудования учебного кабинета: демонстрационная доска, учебные
столы и стулья, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учеб- ных
материалов, шахматные доски (1 на каждого воспитанника), шахматные часы (одни
на двоих).
Перечень оборудования компьютерного класса: персональные компьютеры (8
шт.), проектор, учебные столы и стулья, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Учебный комплект на каждого учащегося: рабочая тетрадь, задачники (в соответствии с годом обучения), ручка, цветные карандаши, шахматные доски и часы.
Информационное обеспечение:
 книги по шахматам для педагогов и детей (история шахмат, дебюты, эндшпиль, миттельшпиль, тактика, стратегия),
 задачники для обучающихся (тактика, различные маты, комбинации),
 видеоролики (по тактике, стратегии, эндшпилю, дебюту),
 портреты чемпионов мира по шахматам и информационно-исторический
стенд «На шахматном олимпе»,
15



альбом шахматной школы (архив), фото-стенд «Наша гордость»,
компьютерные программы для начинающих шахматистов
Методическое обеспечение программы
Особенности организации образовательного процесса
Форма организации проведения образовательного процесса - очная.

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 метод упражнений и повторений (выработка практических навыков);
 метод показа (показ педагогом правильности выполнения работы обучающимся, с исправлением неточностей и ошибок);
 объяснительно-иллюстративный (показ педагогом последовательности
выполнения работы с разъяснением);
 репродуктивный;
 метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом обучающемуся разные варианты решения);
 частично-поисковый (обучающийся участвует в поисках решения поставленной задачи);
 игровой.
Методы воспитания:







личный пример;
мотивация;
стимулирование, похвала;
поощрения;
замечания;
убеждение.

Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебных занятий
Формы организации учебных занятий: беседа, опрос, практическое занятие,
самостоятельная работа, открытое занятие, игра, конкурс, блиц-игра, наблюдение, шахматные турниры.
Педагогические технологии

16

Взаимодействие педагога и обучающихся на занятиях ориентировано на сотрудничество. Для этого педагог для реализации программы применяет следующие технологии:
 личностно-ориентированные технологии;
 технология развивающего обучения;
 технология индивидуализации обучения;
 технология группового обучения;
 технология разноуровневого обучения;
 технология проблемного обучения;
 технологии коллективной творческой деятельности;
 здоровье сберегающая технология;
 технология игровой деятельности;
 технология развития ассоциативно-образного мышления;
 коммуникативная технология обучения;
 информационно-коммуникативная технология.
Алгоритм учебного занятия
Занятие, как правило, состоит из трёх частей:
I. Организационный момент
Приветствие обучающихся, создание благоприятного психологического
климата, настраивание обучающихся на совместную работу.
II. Основная часть
1. Инструктаж по технике безопасности.
2. Изложение нового материала (повторение пройденного материала.)
3. Практическое применение полученных знаний и умений (выполнение
практической работы).
4. Физкультминутка;
5. Практическое применение полученных знаний и умений (выполнение
практической работы).
III. Заключение
Рефлексия, подведение итогов занятия, анализ работ.
Методические и дидактические материалы
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
 книги по шахматам для педагогов и детей (история шахмат, дебюты, эндшпиль, миттельшпиль, тактика, стратегия),
 задачники для обучающихся (тактика, различные маты, комбинации),
 видеоролики (по тактике, стратегии, эндшпилю, дебюту),
 портреты чемпионов мира по шахматам и информационно-исторический
стенд «На шахматном олимпе»,
 альбом шахматной школы (архив), фото-стенд «Наша гордость»,
компьютерные программы для начинающих шахматистов
17

Методический и дидактический материал
В процессе обучения используются методический и дидактический материал:





наглядные пособия;
методическая и специальная литература;
иллюстративный материал (фотоматериалы, видеоматериалы).

Наглядный материал
Используется наглядный материал следующих видов:
- схематический: схемы, рисунки, шаблоны;
- картинный и картинно-динамический: иллюстрации, фотоматериалы;
-дидактические пособия: задания, практические задания;
- библиотечный фонд и др.;
- интернет-ресурсы.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
Словесный-беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный - показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации.
Практический - турниры, блицтурниры, решение комбинаций и шахматных
задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию.
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях.
Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания,
самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных
партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.
По логичности подхода:
Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.
По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся:
Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.
2.3. Формы аттестации
18

Форма аттестации обучающихся: устный опрос, итоговая сдача нормативов проводимых в конце учебного года.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов Формы
отслеживания образовательных результатов: фото фиксация, грамота, диплом,
статья, информационное сообщение.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурсы,
открытое занятие.
Формы контроля
Проверка выполнения программы обучающимися осуществляется в форме
входного, текущего, промежуточного и итогового контроля (педагогическое
наблюдение, опрос, самостоятельная работа, участие в конкурсах, итоговая сдача
нормативов, тестирование).
Формы проведения контроля
Входной контроль – проводится при наборе, изучаются интерес и отношение ребенка к выбранной деятельности, его личностные качества. Входной контроль проводится в форме беседы с обучающимся и по итогам просмотра ранее
выполненной им работы.
Текущий контроль проводится в течение учебного года на каждом занятии
в форме наблюдения. Педагог определяет степень усвоения обучающимися
учебного материала, выявляет обучающихся, отстающих или опережающих
обучение, это позволяет педагогу подобрать наиболее эффективные методы и
средства обучения.
Промежуточный контроль проводится по окончании темы или выполнения практической работы, изучается динамика освоения содержания программы, контролируется эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме. Форму промежуточного контроля определяет педагог по своему усмотрению - педагогическое наблюдение,
устный опрос, самостоятельная практическая работа, участие в конкурсах, тестирование.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с целью
определения усвоения знаний, умений и навыков в форме устного опроса, итоговая сдача нормативов или участия в шахматном турнире.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце каждого
учебного года с целью определения усвоения знаний, умений и навыков по
программе в форме опроса или шахматного тестирования.
Формы проведения промежуточной аттестации
19

Формы проведения промежуточной аттестации: устный опрос или письменное тестирование обучающихся по темам программы.
Проверка усвоения теоретических знаний по программе проводится в форме
устного или письменного тестирования (форма опроса – по выбору педагога).
Результат опроса оценивается по количеству правильных ответов по 5-ти бальной системе (5 баллов – высокий уровень, 4 балла – достаточный уровень, 3 балла
– минимальный уровень) и заносится в лист диагностики уровня сформированности практических навыков и теоретических знаний (диагностическую
карту) (Приложение №1).
Проверка усвоения практических умений и навыков осуществляется в форме отчетной выставки творческих работ по темам программы. Творческие работы обучающихся оцениваются по 5-ти бальной системе (5 баллов – высокий
уровень, 4 балла – достаточный уровень, 3 балла – минимальный уровень).
Критерии оценки результативности по каждой теме программы определяются в
соответствии с реализуемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и отражают уровень знаний, умений, навыков обучающихся (Приложение № 1).
Результаты аттестации (по 5-ти бальной системе) заносятся в лист диагностики уровня сформированности практических навыков и теоретических знаний (диагностическую карту) и должны отражать уровень планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.4. Список литературы
Список литературы для педагога:
Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.
2.
Капабланка Х.-Р. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.
Каспаров Г.К. Мои великие предшественники: Новейшая история развития шахматной игры: В 6 т. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2008.
3.
Котов А.А. Шахматное наследие А. Алехина, М.: «Физ-ра и спорт», 1982.
4.
Ласкер Э. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.
Нимцович А.И. Моя система, М.: «Физкультура и спорт», 1984.
5.
Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний М., 2006.
6.
Чехов В., Архипов С., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов –
разрядников IV-II разрядов, 2007.
7.
Чехов В., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников
I- кандидатов в мастера спорта, 2009 II разрядов – 2007.
1.

Для детей и родителей:
20

1. Вольф П. Шахматы. Шаг за шагом. М.: «Ермак», 2003.
2. Губницкий С.Б. Полный курс шахмат (64 урока), М.: Россия, 2001.
3. Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.
7. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Ростов, 2007
8. Петрушина Н.М. Эндшпиль. 10 уроков для самых маленьких. Ростов, 2003
3. Приложения
Приложение № 1 к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шахматы»

3.1.

Оценочные материалы

Оценочные материалы промежуточной аттестации
Стартовый уровень (1-й год обучения)
Цель проведения промежуточной аттестации - определение степени
усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматы»по окончании стартового уровня 1 года обучения.
Задача проведения аттестации - проверка знаний по темам программы
стартового уровня.
Форма проведения: тестирование (проверка усвоения теоретических знаний) и практических умений.
Продолжительность выполнения работы: 45 минут.
Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Виды испытаний:
компьютерные программы для начинающих шахматистов и для разрядников, реализуемые в рамках программы «Шахматы»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

“Шахматная школа для начинающих”;
“Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов”;
“Шахматная стратегия”;
“Шахматные дебюты”;
CT-Art 3.0;
CT-Art 4.0;
ChessAssistant 16;
21

8. «Шахматы в сказках»
9. «Большое шахматное путешествие» (1-3 части);
10.«Динозавры учат шахматам»;
11.«Практикум по эндшпилю»;
12.«Шахматные задачи»;
13.«Шахматные комбинации»;
14. «Шахматы в сказках»;
15. «Энциклопедия дебютных ошибок»;
16.«Энциклопедия миттельшпиля I»;
17.«Энциклопедия миттельшпиля II»;
18. «Энциклопедия миттельшпиля III»;
19. «Энциклопедия миттельшпиля IV»;
20.«Энциклопедия миттельшпиля V»;
21. «Энциклопедия шахматных окончаний».
Стартовый уровень 1 года обучения:
Теоретические задания.
1.
Знание понятия «шах».
«Шах» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
2.
Знание понятия «мат».
«Мат» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
3.
Знание понятия «пат».
«Пат» - это:
- это нападение на короля, от которого нет спасения;
- это положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая
право хода, не может им воспользоваться;
- это нападение на короля.
4.
Знание понятия «вилка».
«Вилка» - это…:
- это двойной удар любой из фигур;
- это двойной удар, который делает конь или пешка;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой спрятана другая фигура.
5. Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых.
22

Выбрать тот ответ, который доказывает, что партия закончилась выигрышем белых:
- 1-0;
- ½-½;
-0-1.
Практические задания.
1. Умение ходить фигурами.
Показать ход той или иной фигуры на доске из положения, которое поставил
педагог.
2. Умение убивать шахматные фигуры соперника.
Учащимся предлагается простая позиция на доске, где они должны выяснить, можно
ли убить какую-нибудь фигуру соперника или нет, например, может ли бе- лая ладья
убить слона?:

3. Умение ставить «шах».
Шах королю:

4. Умение ставить «мат».
Мат в 1 ход:

23

5.

Умение видеть «пат».
Определить шах или мат на доске.

Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
0-4 балла – низкий уровень.
Протокол результатов аттестации учащихся
МБОУ «Средней школы №14»
20
Вид аттестации

учебный год

/20

(промежуточная, итоговая)

Творческое объединение:
Образовательная программа и срок ее реализации:
Год обучения:

Кол-во учащихся в группе:

ФИО педагога:
Дата проведения аттестации:
Форма проведения:
Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность):

24

Результаты аттестации

№

Фамилия, имя ребенка

Высокий
уровень
8-10
балл.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

25

Средний
уровень
5-7 балл.

Низкий
уровень
0-4
балл.

Лист диагностики уровня сформированности практических навыков и теоретических знаний
по программе «Шахматы»
Стартовый уровень 1 год обучения
Учебный год 2022-2023 МБОУ «СШ №14»
Теоретические знания и практические умения и навыки
№
п/п

Фамилия, имя обучающегося

Теоретические
знания

5

4

3

Шахматная
тактика

5

4

3

Дебют

5

4

Стратегия

3

5

4

3

Эндшпиль

Блиц-игра

Участие в
турнирах

5

5

5

4

3

4

3

4

Общее
количество баллов

Уровень
усвоения
программы

3

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Уровни оценивания обучающихся:
5 баллов – высокий
4 балла – достаточный
3 балла – минимальный

Средний показатель качества знаний:
35 – 31 баллов – программа усвоена обучающимися на высоком уровне
30 - 24 баллов - программа усвоена обучающимися на достаточном уровне
25 – 21 баллов – программа усвоена обучающимися на минимальном уровне
26

Уровни и критерии оценки умений и навыков у обучающихся по окончании стартового уровня 1 года обучения
Уровень усвоения
Раздел программы
История развития шахмат.
Легенды о шахматах.
Великие
шахматисты мира.

Первоначальные
понятия.
Шахматная доска. Линии шахматной доски.
Название фигур.

Высокий уровень
(5 баллов)

Достаточный уровень
(4 балла)

Минимальный уровень
(3 балла)

Теоретические знания. Обучающийся
знает краткую историю развития шахмат.
Правильно организовывает свое рабочее
место знает, как убирать шахматные доски и порядок хранения. Знает правила
поведения в кабинете, правила техники
безопасности в процессе работы.
Владеет теоретическими знаниями согласно программе. Отвечает на задаваемые вопросы на 100 %.

Теоретические знания. Обучающийся недостаточно хорошо знает краткую историю
Обучающийся правильно организовывает
свое рабочее место, Знает правила поведения в кабинете, правила техники безопасности в процессе работы.
Владеет теоретическими знаниями согласно программе. Отвечает более, чем на 50 %
задаваемых вопросов.

Теоретические знания. Обучающийся
слабо знает краткую историю
Обучающийся правильно организовывает свое рабочее место. Знает, правила поведения в кабинете, правила техники безопасности в процессе работы.
Владеет теоретическими знаниями согласно программе. Отвечает менее,
чем на 50 % задаваемых вопросов.

Обучающийся выполняют задания, используя компьютерные программы:
«Шахматная школа для начинающих»,
Владеет теоретическими знаниями согласно программе. Отвечает на задаваемые вопросы на 100 %.

Обучающиеся выполняют задания, используя компьютерные программы:
«Шахматная школа для начинающих»,
Владеет теоретическими знаниями согласно программе. Отвечает более, чем на 50 %
задаваемых вопросов.

27

Обучающийся владеет теоретическими знаниями согласно программе не в
полном объеме. Отвечает менее, чем
на 50 % задаваемых вопросов. Слабо
выполняют задания, используя программы: «Шахматная школа для начинающих»,

Стратегия. Атака на короля. Методы атаки на короля.

Обучающийся самостоятельно делает
наиболее характерные комбинационные
возможности различных фигур.
Владеет теоретическими знаниями согласно программе. Отвечает на задаваемые вопросы на 100 %.

Обучающийся правильно анализирует
наиболее характерные комбинационные
возможности различных фигур. Допускает
незначительные ошибки.
Владеет теоретическими знаниями согласно программе. Отвечает более, чем на 50 %
задаваемых вопросов.

Обучающийся выполняет Работа выполнена с замечаниями. Допускает
ошибки.
Владеет теоретическими знаниями согласно программе не в полном объеме.
Отвечает менее, чем на 50 % задаваемых вопросов.

Эндшпиль.
Пешечные эндшпили. Реализация лишней пешки.

Обучающийся выполняет практическую Обучающийся выполняет практическую
работу по выбранной теме Работа выпол- работу по выбранной теме Предложенные
нена без ошибок, замечаний.
обучающемуся варианты применяет с незначительными погрешностями. Самостоятельно исправляет ошибки.

Обучающийся выполняет практическую работу по выбранной Предложенные обучающемуся варианты выполнены с замечаниями. Допускает
ошибки.

Дебют.
Технология изучения дебюта

Обучающийся самостоятельно правильно
выполняет практическую работу по выбранной теме Работа выполнена без ошибок, замечаний.

Обучающийся выполняет практическую
работу по выбранной теме Допускаются
незначительные ошибки, которые самостоятельно исправляются.

Обучающийся выполняет практическую работу по выбранной теме Предложенные обучающемуся варианты
выполнены с замечаниями.

Участие или призовое место в турнирах,
соревнованиях, республиканского уровня.

Участие в соревнованиях муниципального уровня.

Турниры.
Про- Участие или призовое место в турнирах,
вести
турниры соревнованиях, республиканского, мунивнутри
группы. ципального уровня.
Соревнования.

28

Приложение № 2 к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шахматы»

3.2. Методические материалы
Учебно-методический комплекс к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шахматы»
Блок методико-прикладных средств
№
п/п

Название
темы
(раздел)

1 год обучения.
1
Тема: Вводное
занятие.
Шахматы.
Инструменты
и материалы.

Форма занятия

Методы и
приемы

Занятие –
групповое.
Теоретическое,
лекция.
Диагностическое.

Наглядноиллюстративный метод.
Словесный метод. Проблемный метод.

Дидактический материал

Правила поведения
обучающихся при нахождении в кабинете.
Техника безопасности
на занятиях с шахматными фигурами.
Знакомство с материалами.

29

Методическое оснащение УМК
Учебно - методические пособия
Средства
обучения

Рассказ.
Объяснение.
Беседа.

Российская энциклопедия по охране
труда: В 3 т. — 2-е изд., перераб. и
доп. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2007.
Т. 1: А—К. — 440 с.: ил.
Т. 2: Л—Р. — 408 с.: ил.
Наглядные пособия: показ материально-технической базы, демонстрационные учебно-наглядные пособия:

Вид и форма
контроля, форма предъявления результата
Теоретическая
- в форме проведения опроса.

2

Тема:
Шахматы в
XIII-XIV веке.
Посещение
школьного
музея

Занятие –
групповое,практи
чес-кое,
теоретическое,
лекция.

Наглядноиллюстративный метод.
Словесный метод.
Практический
метод.

Наглядноиллюстрированный
материал: древние
шахматы и др. экспонаты.

Рассказ.
Объяснение.
Беседа.

Наглядные пособия:
предметы быта, шахматы ветеранов
ВОВ и многое другое.
Литература для педагога
Методический материал.
Литература для детей
Статистический справочник Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск
пятый Евпаторийский уезд, 1915 год;

3

Историкокультурный
раздел
Тема: Военные шахматы.

Занятие –
групповое.
Теоретическое,
лекция.

Словесный метод. Практический метод.

Презентация, документальная хронника
Военная история родного Отечества. Присоединение Крыма.

30

Рассказ.
Объяснение.
Беседа.

Наглядные пособия:
Фотоматериалы, схемы, карта
Литература для педагога
Методический материал для проведения лекции - беседы «Военная история родного Отечества. Присоединение Крыма. Создание Черноморского флота».
В.Ф. Головачев.

Теоретическая
- в форме заданий по выявлению знаний и
умений обучающихся по
истории шахмат

Теоретическая
- в форме выполнения задания и практическая - в форме заданий по
выявлению
умений обучающихся.

4

Тема: Название фигур.
Практика игры.

Занятие –
групповое,
теоретическое,
лекция,
комбинированное.

Объяснительно-иллюстрированный
метод.
Словесный метод.

Комбинированная
(сочетание теории и
практики).

Рассказ.
Объяснение.
Беседа.

Наглядные пособия:
Интерактивная доска, учебное пособие

Теоретическая
- в форме выполнения задания по выявлению знаний и
умений обучающихся

5

Тема: Стратегия. Определение центра.
Практика игры

Занятие –
групповое,
теоретическое,
лекция,
комбинированное.

Объяснительно-иллюстрированный
метод.
Словесный метод.

Презентация, комбинированная (сочетание теории и практики).

Рассказ.
Объяснение.
Беседа.

Наглядные пособия:
Работы руководителя.
Литература для педагога

Теоретическая
- в форме выполнения задания и практическая - в форме:
развивающие
упражнения

Тема: Эндшпиль. Пешечные эндшпили.
Практика игры.

Занятие –
групповое,практи
чес-кое,
теоретическое, лекция.

Наглядный метод.
Словесный метод. Практический метод.

Учебное пособие.
Тактическая подготовка

Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Упражнения
и практические работы.

6

31

Котов А.А. Шахматное наследие А. Алехина, М.: «Физ-ра и
спорт», 1982.

Наглядные пособия: интерактивная
доска.
Литература для педагога
Учебное пособие. Тактическая подготовка юного шахматиста.

Теоретическая
- в форме выполнения задания
Развивающие
упражнения

7

Тема: Основы
первой медицинской помощи.

Занятие –
групповое,практи
чес-кое,
теоретическое, лекция,
комбинированное.

Наглядный метод.
Словесный метод. Практический метод.

Учебное пособие. Основы первой медицинской помощи : учебное
пособие /
М. А. Морозов. — 2-е
изд.,Санкт-Петербург :.
Учебное пособие.
Минздрава России,
2018 г., 97 с.

Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Упражнения
и практические работы.

Литература для педагога
Учебное пособие. Основы первой медицинской помощи : учебное пособие
/М. А. Морозов. — 2-е изд., испр. и
доп. — Санкт-Петербург :

Теоретическая
- в форме выполнения задания и практическая - в форме:
развивающие
упражнения

8

Тема: Шахматная стратегия. Занятие
центра пешками.

Занятие –
групповое,практи
чес-кое,
теоретическое, лекция,
комбинированное.

Наглядный метод.
Словесный метод. Практический метод.

Презентации,
учебное видео пособия.

Рассказ.
Объяснение.
Беседа.
Упражнения
и практические работы.

Наглядные пособия:
тесты; блиц-игра.
Литература для педагога:
Вольф П. Шахматы. Шаг за шагом.
М.: «Ермак», 2003.
Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Ростов, 2007
Петрушина Н.М. Эндшпиль.
10 уроков для самых маленьких.
Ростов, 2003

Теоретическая
- в форме выполнения задания и практическая - в форме:
развивающие
упражнения.
Опрос

32

Приложение № 3 к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шахматы»

3.3. Календарно-тематическое планирование
Стартовый уровень группа 1 год обучения
№
п/п

Название темызанятия

сентябрь
Вводное занятие. Знакомство с
1
содержанием программы. План
работы на год. Инструктаж по
Т.Б. Правила поведения в кабинете. История происхождения
шахмат.
2 Шахматная доска.
Практика игры.
3

Линии шахматной доски.

Коли
чество
часов

Дата по расписанию
По плану

Название фигур. Практика игры.

Итого за сентябрь:
октябрь
5 Стратегия. Открытая линия.
Практика игры.

Устный опрос
Наблюдение

1

Практическая
работа Наблюдение
Теоретическая
- в форме выполнения задания
Теоретическая
- в форме выполнения задания

1

1

4
Теоретическая
- в форме выполнения задания
Теоретическая
- в форме выполнения задания
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Самостоятельная работа

1

6

Дебют.
Технология изучения дебюта.
Практика игры.

1

7

Турниры. Блиц-игра.

1

8

Тактика.

1

Тяжело фигурные комбинации.
Практика игры.

Итого за октябрь

Форма ат- Примечание
тестации/ (корректиров
контроля
ка)

1

Практика игры.
4

По факту

4
33

ноябрь
9 Эндшпиль.

Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Самостоятельная работа
Теоретическая
- в форме выполнения задания
Теоретическая
- в форме выполнения задания
Самостоятельная работа

1

Пешечные окончания. Практика
игры.

10 Турниры.

1

Дебют. Дебютные идеи
11 Стратегия.

1

Захват открытой линии

Итого за ноябрь
декабрь
12 Эндшпиль.

3
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Самостоятельная работа
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Самостоятельная работа
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Тестовая работа

1

Планы выигрыша. Практика игры.

13 Стратегия. Захват открытой линии тяжелыми фигурами. Практика игры.

1

14 Тактика. Тяжело фигурные комбинации, основанные на взаимодействии фигур.

1

Практика игры.
15 Эндшпиль.

1

Рост активности короля. Практика игры.
Итого за декабрь
Итого за I полугодие
январь
16 Тактика. Комбинации с использованием связки

4
15
Практическая
работа - в
форме выполнения задания

1

. Практика игры.
34

17

Стратегия. Возможность
вторжения в лагерь противника. Практика игры.

1

18

Турниры.

1

Итого за январь
февраль
19 Практика. Конкурс решения задач.

3
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Практическая
работа - в
форме выполнения задания

1

20

Тактика. Двойной удар. Практика
игры.

1

21

Турниры. Блиц-игра.

1

22

Эндшпиль. Отдаленная проходная. Практика игры.

1

Итого за февраль
март
23 Эндшпиль.

Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Практическая
работа - в
форме выполнения задания

4
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Самостоятельная работа
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Наблюдение

1

Планы выигрыша. Практика игры.

24

Компьютерные тесты, используя
программу: «Шахматная школа
для шахматистов IV – II разрядов».

1

25

«Шахматный турнир семейных
команд».

1

Итого за март
апрель
26 Эндшпиль. Принципы игры в ладейных окончаниях. Практика
игры.

Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Наблюдение

3
Практическая
работа - в
форме выполнения задания

1

35

27

Ладейные окончания. Технические приемы. Практика игры.

1

28

Турниры.

1

Наблюдение
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Наблюдение
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Наблюдение
Практическая
работа - в
форме выполнения задания

Игра по времени.
Стратегия.
Эффективность вторжения по открытым линиям на 7-ю (2-ю) горизонтали. Практика игры.
Итого за апрель
май
30 Дебют. Технология изучения дебюта. Практика игры.
29

1

4
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Наблюдение
Практическая
работа - в
форме выполнения задания
Наблюдение
Самостоятельная работа .

1

31

Эндшпиль. Удаление короля сильнейшей стороны.
Практика игры.

1

32

Турниры. Комбинации, основанные на диагональном действии
слонов. Практика игры.

1

33

Консультационные партии.

1

История шахмат. Чемпионы мира. Практика игры.
34

Тактика. Сочетание идей. Практика игры.

1

Промежуточная аттестация. Определение дальнейших планов.

Итого за май

5

Итого за II полугодие

19

Итого за год

34

36

Приложение № 4 к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шахматы»

3.4 Лист корректировки дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Шахматы»
№
п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с заместителем
директора по учебновоспитательной работе (подпись)

37

Приложение №5 к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шахматы»

3.5 План воспитательной работы с обучающимися
МБОУ «СШ №14» на 2022-2023 учебный год
Направление воспитательной работы
Гражданское воспитание
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской идентичности
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных
ценностей

Приобщение детей
к культурному
наследию

Популяризация
научных знаний
среди детей
Эстетическое воспитание

Мероприятия

Дата проведения мероприятия
Беседа «Символы России», «Сим- Декабрь
волы Крыма».А
Беседа на тему «День народного
Ноябрь
единства».
Февраль
Беседа, посвященная Дню
защитника Отечества.
Мероприятие, посвященное 78Апрель-май
летию Великой Победы в ВОВ.
Беседа о традициях и обычаях
Декабрь
празднования Рождества
Христова. Старинные народные
гадания.
Фестиваль творческих детских
Март
работ «На радость мам»,
Беседа «Семья и семейные
ценности».
Сентябрь
Благотворительность «Спеши
делать добро». Беседа.
Новогодние посиделки в духе народных традиций.
Посещение выставки
«Наследники традиций».

Декабрь
МартАпрель

Экскурсия «Исторические памят- Май
ники Евпатории» к 78-летию
Победы.
Беседа «Всемирный день авиации Апрель
и космонавтики».
Беседа «Моя любимая книга».
Февраль
Беседа «Твой внешний вид».

Октябрь

День добрых дел.

В течении
года
Январь

Беседа о повторении элементарных правил этикета.

38

Место проведения
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»

Отметка о
выполне
нии

Физическое воспитание и формирование культуры
здоровья

1. Разъяснительные профилактиче-

ские беседы:
- Месячник профилактики ДТП.
- По противопожарной безопасности.
- профилактика коронавирусной
инфекции.
- По профилактике отравлений
грибами и ядовитыми растениями.
- По профилактике гриппа и простудных заболеваний.
- Об опасности применения легко
воспламеняющихся и взрывоопасных предметов, петард.
- Профилактика травматизма в быту.
- По безопасности на воде и льду.
- По профилактике ОРВИ, гриппа
и коронавирусной инфекции.
- По профилактике заболеваний
туберкулезом.
- Поведение ребенка в чрезвычайных ситуациях.
- По профилактике заболеваний
клещевым энцефалитом.
- По безопасному поведению на
воде.
- Здоровое питание, здоровый образ жизни.
2. Беседы по правилам поведения
при угрозе осуществления террористического акта и профилактические беседы:
- «Терроризм – это…»
- «Что делать при получении подозрительных почтовых отправлений».
- «Что делать при обнаружении
подозрительного предмета».
- «Что делать при поступлении угрозы по телефону».
- «Что делать в случае угрозы захвата в заложники».
- «Что делать, если стреляют».

Сентябрь

- «Что делать для того, чтобы уцелеть от взрыва».
- «Что делать при поступлении угрозы в письменном виде».

Март

39

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

МБОУ
«СШ №14»

МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»

Январь

МБОУ
«СШ №14»

Октябрь,
Февраль
Март

МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»

Апрель

МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»

Май

Октябрь

МБОУ
«СШ №14»

Октябрь

МБОУ
«СШ №14»

Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль

Апрель

МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Экологическое
воспитание

Пропаганда безопасного поведения
на дорогах

- «Как вести себя в городе, где существует угроза террористических
актов».
Выполнение творческих работ для
подведения итогов.
Беседа о преимуществах профессии военнослужащего
ВС РФ.
Беседа на тему «Всемирный день
защиты животных».
Проведение беседы об охране
природы.
Проведение на занятиях «минуток
безопасности» с напоминанием,
обучающимся о необходимости
соблюдать ПДД, обращать внимание на погодные условия и особенности улично-дорожной сети.
Статистика ДТП. Напоминание о
мерах предосторожности. Дорога в
школу.

40

Май

МБОУ
«СШ №14»

В течение
учебного
года
Май

МБОУ
«СШ №14»

Октябрь

В течение
года

МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»
МБОУ
«СШ №14»

В течение
года

МБОУ
«СШ №14»

Март

МБОУ
«СШ №14»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».