РП ВД ФГ финансовая грамотность (9 класс) ООО 2025-2026

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО
____________ А.В.
Кульчицкая
Протокол № 1
«28» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
_________ А.Ю. Решетняк
Протокол педагогического
совета №36 от
«29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
__________ К.Д.Минаев
Приказ № 385 от
«29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММОТНОСТЬ: ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
ДЛЯ 9-х КЛАССА
2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: учитель Трушина А.П.

Евпатория, 2025 г.

Пояснительная записка
Введение
в
российских
школах
Федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и
основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных
планируемых образовательных результатов. Программа рассчитана на проведение
занятий 1 раз в неделю. Реализация программы предполагает использование форм
работы, которые предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и
исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных
практик.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка
для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на
портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале
ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе
издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий
«Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства
«Просвещение».
Содержание курса
«Математика в окружающем мире» (24 ч)
1
2
3
4

В общественной жизни: социальные опросы
На отдыхе: измерения на местности
В общественной жизни: интернет
В домашних делах: коммунальные платежи
«Основы финансового успеха» (9 ч)

Мое образование — мое будущее
Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор
Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем
Самое главное о профессиональном выборе: образование,
работа и финансовая стабильность
5 «Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок»

1
2
3
4

2

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности направлена на достижение
учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) осознание российской гражданской идентичности (осознание себя,
своих задач и своего места в мире);
2) готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав;
3) ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
4) готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
5) осознание ценности самостоятельности и инициативы;
6) наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
7) проявление интереса к способам познания;
8) стремление к самоизменению;
9) сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
10) ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
11)
установка на активное участие в решении практических задач,
осознание важности образования на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений;
12) осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
13) активное участие в жизни семьи;
14) приобретение опыта успешного межличностного общения;
15) готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих
работах;
16) проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
17)соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
1)освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание
3

личной ответственности за свои поступки в мире;
2) готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
3) осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные
результаты,
связанные
с
формированием
экологической культуры:
1) умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
2) умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
3) ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
4) повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
5) активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям
и отражают способность обучающихся использовать на практике
универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)базовые логические действия
2)базовые исследовательские действия
3)работа с информацией
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
1) выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
2)ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
3) самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
4

возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
4) составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
5) делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
1) владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
2) давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
3) учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
4) объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
5) вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
6) оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
1) различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
2) выявлять и анализировать причины эмоций;
3)ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
4) регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
1) осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
2) признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
3) принимать себя и других, не осуждая;
4) открытость себе и другим;
5) осознавать невозможность контролировать все вокруг
Предметные результаты по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие
предметные математические умения и навыки:
1) сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа,
обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа;
выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с
рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата
вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений;
использовать калькулятор;
2)решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости
величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость),
связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами
(налоги, задачи из области управления личными и семейными
финансами),решать основные задачи на дроби и проценты, используя
арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных
вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами
измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни
5

единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения
задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых
объектов;
3) извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в
таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать
представленные данные, использовать данные при решении задач;
представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой
диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками:
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,
размах числового набора;
4) оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль
практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в
жизни;
5) пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус,
цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание,
развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму
изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и
перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных
и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство
фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их
распознавания, построения; при- менять признаки равенства треугольников,
теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические
соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
6) находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с
помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять
периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из
прямоугольников; находить длину окружности, площадь круга; вычислять
объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные
задачи на измерение геометрических
величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими
единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы
величины через другие;
7) использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать
формулами зависимости между величинами; понимать графический способ
представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать
информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать
графики для определения свойств процессов и зависимостей;
8) переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с
помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в
соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать
неравенства при решении различных задач;
9) решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми
последовательностями, использовать свойства последовательностей.
6

Тематическое планирование
№

Тема

В общественной
жизни:
социальные
опросы и
исследов
а- ния
Комплексные
задания
«Дома
шние
животные
»,
«Здоров
ое
питание
»

1

2

3

На отдыхе: измерения на
местност
и
Комплек
с- ное
зада- ние
«Как
измерит
ь
ширину
реки»
В общественно
й
жизни:
интерне
т Комплексно
е
задание
«Покупк
а подарка
в интер-

Кол- Основное
во содержание
часо
в
«Математика в
8
Статистические
характеристики.
Представление
информации
(диаграммы)

10

4

Основные виды Формы
деятельности прове дения
занятий

окружающем мире» (24 ч)
Беседа,
Извлекать
информацию (из
групповая
текста, таблицы,
работа,
диаграммы).
индивидуальн
ая работа,
Распознавать
исследование
математические
информацион
объекты.
Описывать ход и ных
результаты
источников,
действий.
опрос,
Предлагать и
презентация,
обсуждать
круглый стол
способы
решения.
Прикидывать,
оценивать,
вычислять
результат.
Устанавливать и
использовать
зависимости
между
величинами,
данными.
Читать,
записывать,
сравнивать
Измерение
математические
Групповая
геометрических
объекты (числа,
работа,
величин,
величины,
индивидуал
Геометрические
фигуры).
ьная работа,
фигуры и их
Применять
практическа
свойства, Равенство правила, свойства я работа
и подобие
(вычислений,
(измерение
нахождения
на
результата).
местности)
Применять
приемы проверки
результата.
Интерпретироват
ь ответ, данные.
Представление
Беседа,
Выдвигать и
данных (таблицы,
групповая
обосновывать
диаграммы),
работа,
гипотезу.
Вероятность
индивидуал
Формулировать
случайного
ьная работа,
обобщения
события
из учение
и выводы.
интернет Распознавать
ресурсов,
истинные и
презентация
ложные
высказывания об
объектах.

Образовательные
ресурсы, включая
электронные
(цифровые)
«Домашние
животные»,
«Здоровое
питание»
(http://skiv.
instrao.ru/)

«Как
измерить
ширину
реки»
(http://
skiv.instrao.ru/)

«Покупка
подарка
в
интернетмагазине»
(http://skiv.instrao
. ru/)

7

нетмагазине»

4

В
домашних
делах:
коммунальные
платежи
Комплексно
е
задание
«Измерение и
оплата
электро
энергии»

2

5.

Я–
потребитель.

3

6

Челове
ки
работа: что
учитыва
- ем,
когда
делаем
выбор

1

Вычисления с
рациональными
числами с
использованием
электронных
таблиц

Строить
высказывания.
Приводить
примеры и контр
примеры.
Выявлять
сходства и
различия
объектов.
Измерять
объекты.
Конструировать
математические
отношения.
Моделировать
ситуацию
математически.
Наблюдать и
про- водить
аналогии.

Беседа,
групповая
работа,
индивидуаль
ная работа,
презентация
(рекомендац
ий)

«Измерение и
оплата
электроэнергии» –
в Приложении
(http://
skiv.instrao.ru/)

«Основы финансового успеха» (10 ч)
Права
Выявлять и
Решение
потребителей
анализировать
ситуативных
Защита
прав финансовую
и
потребителей
информацию.
проблемных
Оценивать
задач
финансовые
Беседа/
проблемы.
практическа
Применять
я работа/
финансовые
решение
знания.
кейсов/ игра
Обосновывать
финансовое
решение.
Трудоустройство:
факторы выбора
профессии,
факторы выбора
места работы.
Образование и
самообразование
как условия
финансовой
стабильности.
Успешное
трудоустройство –
основной фактор
финансовой
стабильности

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.
Обосновывать
финансовое
решение.

«Защита прав
потребителей»,
«Опоздавший
миксер» (http://
skiv.instrao.ru/)
«Что делать с
некачественным
товаром»:
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.
prosv.ru/func/)
Решение
«Заработная
ситуативных плата»
(http://skiv.instrao
и
проблемных . ru/)
задач Беседа/ «Первая работа»:
практическая образовательный
работа/игра
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv
. ru/func/)

8

7.

Налоги
и
выплаты
: что
отда- ем
и как
получае
м

2

Что такое налоги и
зачем они нужны.
Основные
социальные
выплаты,
предоставляемые
государством

8

Самое
главное
о
професс
ионально
м
выборе:
образование,
работа и
финансо
- вая стабильност
ь
«Что
посееш
ь, то и
пожнешь
»
//
«Землю
уважай –
пожнешь
урожай»

2

Образование,
работа и
финансовая
стабильность

2

Финансовая
грамотность и
социальная
ответственность

9

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.
Обосновывать
финансовое
решение.
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.
Обосновывать
финансовое
решение
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.
Обосновывать
финансовое
решение.

Решение
ситуативных
и проблемных
задач.
Беседа /
практическа
я работа /
решение
кейсов /
игра

«Ежегодные
налоги»
(http://skiv.instrao.
ru)
«Транспортный
на- лог»:
образователь- ный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv
. ru/func/)

Решение
ситуативных
и проблемных
задач.
Беседа /
практическа
я работа /
решение
кейсов /
дискуссия/
игра
«Агентство
по
трудоустро
йству»
Решение
ситуативны
хи
проблемны
х задач
Беседа/
практическа
я работа/
игра

«Зарплатная
карта»
(http://skiv.instrao
. ru/)
«Работа для
Миши»:
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv
. ru/func/)

«Климатический
магазин»
(http://skiv.
instrao.ru)

9

10

«Труд,
зарплат
аи
налог –
важный
опыт и
урок»

2

Финансовая
грамотность:
1 Образование,
работа и
финансовая
стабильность.
2 Определение
факторов,
влияющих на
размер
выплачиваемой
заработной
платы.
3 Налоговые
выплаты
Социальные
пособия.
Математическая
грамотность:
1 Зависимость
«цена –
количествостоимость».
2 Действия с
числами и
величинами.
3 Вычисление
процентов.
4
Вычисление
про- цента от
числа и числа
по
его проценту.

Финансовая
грамотность:
1 Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
2 Оценивать
финансовые
проблемы.
3 Применять
финансовые
знания.
4 Обосновывать
финансовое
решение.
Математическая
грамотность:
1 Извлекать
информацию
(из текста,
таблицы,
диаграммы).
2 Распознавать
математические
объекты.
3 Моделировать
ситуацию
математически.
4
Устанавливат
ьи
использовать
зависимости
между
величинами,
данными.
5 Предлагать и
обсуждать
способы
решения.
6 Прикидывать,
оценивать,
вычислять
результат.

Решение
ситуативны
хи
проблемны
х задач
Беседа/
практическа
я работа/
игра,
групповая
работа,
индивидуал
ьная работа

«Новая работа»,
«Налог на новую
квартиру»,
«Пособие на
ребенка» (http://
skiv.instrao.ru/)
«Старенький
автомобиль»:
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv
. ru/func/)

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».