РП ВД Педагогика и психология ООО 2025-2026

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО классных
руководителей
Руководитель ШМО
____________ А.В.
Кульчицкая
Протокол №1
«28» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
____________ А.Ю. Решетняк
Протокол педагогического
совета №36 от
«29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________ К.Д.Минаев
Приказ № 385 от
«29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
ДЛЯ 7 КЛАССА
2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: учитель географии
Волкова В.С.

Евпатория, 2025 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по «Педагогика и психология» для 7 классов
составлена на основе учебного пособия Басюк В.С., Казакова Е.И., Брель Е.Ю.
и др. «Основы педагогики и психологии. В 2-х ч.» – Изд. Просвещение, 2023.
Программа ориентирована на изучение основ педагогики и психологии в
7 классах на базовом уровне; в объёме 1 ч. в неделю, 34 ч. в год в соответствии
с учебным планом МОУ СОШ № 5 имени Героя Советского Союза
А.В.Зацепина.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Важнейшей задачей современной системы образования в нашей стране
является ранняя профориентация обучающихся, одно из направлений которой
нацелено на выявление и поддержку педагогически одаренных детей.
Деятельность по выявлению и развитию педагогической одаренности
приобретает системный характер в рамках психолого-педагогических классов,
обеспечивая создание системы непрерывного педагогического образования.
Рабочая программа учебного курса «Педагогика и психология» для
учащихся 7 классов (далее – Программа) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), примерной основной
образовательной программой среднего общего образования, а также
примерной программой воспитания, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию. Программа
ориентирована на достижение метапредметных результатов и развитие
функциональной грамотности обучающихся.
Нормативно-правовой базой для создания Программы являются:
− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021);
− Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования» от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020);
− Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением Федерального учебно-методического
2

объединения по общему образованию;
Целью реализации Программы является создание условий для
профессионального

самоопределения

обучающихся

и

формирования

позитивной установки на выбор педагогической профессии.
Задачи реализации программы:
− мотивировать школьников на осознанный профессиональный выбор и
потребность в профессиональном самоопределении с помощью формирования
системного представления о педагогической деятельности;
− формировать осмысленное отношение к специфике педагогической
профессии, профессионально значимым качествам личности педагога и
требованиям к профессиональной педагогической деятельности;
− развивать у обучающихся навыки конструктивного общения,
саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде.
−

развивать

проектные

и

исследовательские

умения,

умения

самостоятельно работать с информацией;
− обеспечить практический опыт исследовательской работы.
Общая характеристика учебного курса
Методологической

основой

Программы

является

системно-

деятельностный подход, предполагающий активную учебно- познавательную
деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию, в данном случае в области психологии и
педагогики.
В рамках освоения Программы происходит развитие метапредметных
умений, включающих, наряду с другими, универсальные учебные действия:
способность формулировать и аргументировать собственную точку зрения,
самостоятельно выбирать оптимальные коммуникативные стратегии в
различных ситуациях общения. Таким образом, Программа направлена не
только на получение целостной системы знаний об основах педагогики и
психологии, но и на достижение метапредметных и личностных результатов.

3

Основные содержательные линии учебного курса представлены в программе
«Педагогика и психология» в виде модулей, изучение которых обеспечивает
достижение поставленной цели. Программа учебного курса не дублирует программы
соответствующих дисциплин для вузов, а является пропедевтическим курсом для
обучающихся старших классов.
Каждая тема программы направлена на решение конкретной задачи, для которой
разрабатывается соответствующий кейс (основы теории, цитаты и портреты педагогов,
схемы для анализа, примеры конкретных ситуаций, ключевые слова, проблемные
вопросы, описание методов для практической работы, др.).
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения программы курса «Педагогика и психология» обучающиеся
будут знать:
- специфику педагогической профессии,
- какие личностные качества профессионально значимы для педагога;
- основные требования к профессиональной педагогической деятельности;
- ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии,
изучаемые в рамках данного курса;
- методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных
образовательных ситуаций;
- о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития,
успешного образовательного и социального взаимодействия.
Будут уметь:
− проектировать стратегию собственного профессионального и личностного
развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии;
− работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе
проектно-исследовательских;
− самостоятельно работать с информацией.
Будут иметь опыт:
− организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде,
проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной
деятельности;
Смогут

сделать

осознанный

профессиональный
4

выбор

в

отношении

педагогической профессии.
Поскольку учебный курс «Педагогика и психология» изучается на уровне
среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает:
− удовлетворение индивидуальных запросов, обучающихся;
−

развитие

личности

обучающихся,

их

познавательных

интересов,

интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
− развитие навыков самообразования и самопроектирования;
− углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-педагогической
области;
−

совершенствование

имеющегося

и

приобретение

нового

опыта

познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся
Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики» способствуют:
− развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии:
развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно-смысловых
установок;
− развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей,
готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
− обеспечению профессиональной ориентации обучающихся.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Итоговая оценка складывается из результатов оценки метапредметных и
предметных результатов.
Оценка метапредметных результатов
Оценивание
осуществляется

заявленных
по

в

результатам

Программе
проектно-

метапредметных
исследовательской

результатов
деятельности

обучающихся.
Система оценки предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего,
промежуточного, так и итогового оценивания.

5

Критерии оценивания письменных работ (эссе)
Эссе – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать
свои мысли (или услышанный текст) и проверки уровня развития речи обучающихся.
При оценивании эссе внимание обращается прежде всего на содержание и речевое
оформление, при этом учитываются:
− соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;
− полнота раскрытия темы;
− правильность фактического материала;
− последовательность изложения;
− умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой.
Проектная и исследовательская работа
Критерии оценки проектной и исследовательской работы:
− самостоятельность в постановке проблемы в рамках определенной темы и в
выборе способов ее решения, включая поиск и обработку информации;
− самостоятельность в формулировке, обосновании и апробации выводов;
− сформированность предметных знаний и способов действий для раскрытия
содержания работы;
− правильность оформления и изложения результатов исследовательской работы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Педагогические классы. Искусство самоопределения
Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м веках.
Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно ли я выбрал профиль
для обучения и карьеры? Как мы будем учиться? Обоснование методов и подходов к
построению совместного образования и индивидуального образовательного маршрута.
Как работать с текстом учащихся, другими учебными материалами?
Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры
человечества
Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент
культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историкокультурный анализ динамики развития педагогических практик. Педагогика и
ценностно- смысловое единство мира. Педагогика и технологический прогресс.
Педагогика будущего.
6

Психология в жизни каждого из нас
Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология. Место
психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека? Будущее
психологии и ее перспективы.
Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии
Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя
позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире.
Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и
успешного социального взаимодействия.
Развитие личностного потенциала человека
Развитие
особенности

психики
человека.

человека.
Всё

об

Личностные

эмоциях.

и

характерологические

Искусство управления эмоциями.

Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическая готовность к
самостоятельному принятию решений.
Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект
деятельности
Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в
образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка. Проектная
деятельность. Исследовательская деятельность. Познание как совместная деятельность.
Учимся учиться самостоятельно
От «Математики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся друг у
друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя
мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов.
Уровень притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы.

7

Календарно-тематическое планирование
№
п/
п
1
2

3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24

Наименование разделов/тем занятий

Колво
часов

«Педагогические классы. Искусство самоопределения»
Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 211
м веках?
Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно
1
ли я выбрал профиль для обучения и карьеры? Как мы будем
учиться?
Обоснование методов и подходов к построению совместного
1
образования и индивидуального образовательного маршрута.
Как работать с текстом учебников, другими учебными материалами?
1
«Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры
человечества»
Педагогика в динамике и развитии. Педагогика как важнейший
1
компонент культуры человечества.
Наука о счастье и благополучии человечества. Историко1
культурный анализ динамики развития педагогических практик.
Педагогика и ценностно-смысловое единство мира.
1
Педагогика и технологический прогресс.
1
Педагогика будущего
1
«Психология в жизни каждого из нас»
Для чего нужна психология?
1
Житейская и профессиональная психология.
1
Место психологии в системе наук.
1
Как психология помогает понять человека.
1
Будущее психологии и ее перспектив
1
«Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии»
Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности.
1
1
Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности.
1
Личность в современном мире.
1
Человек на пересечении социальных реалий.
1
Возможности личностного развития и успешного социального
взаимодействия.
«Развитие личностного потенциала человека»
Развитие психики человека.
1
Личностные и характерологические особенности человека.
1
Всё об эмоциях.
1
1
Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в
жизни и профессии.
Психологическая готовность к самостоятельному принятию
1
решений
8

«Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект
деятельности»
1
25 Умение решать задачи.
26 Чтение и письмо.
1
27 Эффективная обратная связь и самооценка.
1
1
28 Проектная деятельность.
29 Исследовательская деятельность. Познание как совместная
1
деятельность
«Учимся учиться самостоятельно»
1
30 От «Математики» Коменского к внутрифирменному обучению.
31 Учимся друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших.
1
32 Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация учения.
1
Выученная беспомощность.
1
33 Развитие познавательных интересов.
34 Уровень притязаний и самооценка. Способы и приемы
1
самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы

9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и
подростками / М.Р. Битянова. – СПб: Питер, 2011. – 304 с.
2. Вачков, И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы
субъективного подхода к групповой работе / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. – СПб.:
Речь, 2004. – 272 с.
3. Грецов, А. Г. Научись преодолевать стресс / А. Г. Грецов, Е. Г. Попова.
– СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. – 56 с.
4. Грецов, А. Г. Раскрой свои способности / А. Г. Грецов, Е. Г. Попова. –
СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. – 64 с.
5. Зарецкий, Ю. В. Развитие личностного потенциала подростков. 57классы. Модуль «Управление собой»: методическое пособие / Ю. В. Зарецкий,
А. В. Тихомирова. – Москва: Российский учебник, 2020. – 73 с.
6. Зарецкий, Ю. В. Развитие личностного потенциала подростков. 8-11
классы. Модуль «Управление собой»: методическое пособие / Ю. В. Зарецкий,
А. В. Тихомирова. – Москва: Российский учебник, 2020. – 73 с.
7. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие
для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и
специальностям психологии / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. –
700 с.
8. Касаткина, Н. Э. Педагогика: курс лекций [Электронный текст] / Н.Э.
Касаткина, Е.Л. Руднева. – Кемерово: Кемеровский государственный
университет, 2015. – 216 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481550.
9. с. – URL: Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики: учебник для
вузов [Электронный текст] / Г.М. Коджаспирова. – Москва: Юрайт, 2021. – 151
с. –URL: https://urait.ru/bcode/472843 .
10. Коломинский, Я. Л. Основы психологии. Учебник для учащихся
старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений / Я.Л.
Коломинский. – Москва: АСТ, 2010. – 351 с.
11. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками: учебное
10

пособие: для студентов, обучающихся по психол. специальностям / А.Г.
Лидерс. – Москва: Академия, 2004. – 249 с.
12.

Организация

деятельности психолого-педагогических классов:

учебно-методическое пособие / сост. Е.В. Астапова, В.С. Басюк, Л.В.
Байбородова и [др]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 39

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».