МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО
___________А. В.
Кульчицкая
Протокол № 1
«28» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР __________
А. Ю. Решетняк
Протокол педагогического
совета № 36 от
«29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________К.Д.Минаев
Приказ № 385-О от
«29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ДЛЯ 11 КЛАССА
2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: учитель ОБЗР
Шапин Петр Станиславович
Евпатория, 2025 г.
I
Пояснительная записка
Основы военной службы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен,
прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах,
выполнение конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военнопатриотическое) воспитание старшеклассников.
В ходе изучения Основ военной службы учащиеся получают сведения об обороне государства,
истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функциях и основных
задачах, боевых традициях и символах воинской чести, о воинских обязанностях граждан.
В программе реализованы требования Федеральных законов «Об обороне», «О воинской
обязанности и военной службе», Письмо Минобразования России от 14.05.1999 г. № 714/11
Цели и задачи, реализуемые в ходе выполнения программы предмета:
- познакомиться с основами военной службы, с историей создания и развития вооруженных
сил России.
- воспитывать у учащихся любовь к Родине, гордость за славное героическое прошлое нашей
страны, готовность активно строить её будущее.
- развивать у учеников умения использовать современные методы поиска и обработки
информации, исследовательские навыки
Главные задачи основ военной службы
предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»:
- воспитание у учащихся беззаветной преданности своему Отечеству, выработка у них
высокого сознания общественного долга в случае возникновения угрозы суверенитету и
территориальной целостности России, дисциплинированности, стремления добросовестно
выполнять обязанности кадета;
- ознакомление учащихся с основными положениями Конституции РФ о защите Отчизны,
Законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», других нормативноправовых актов по вопросам обороны, военного строительства и прохождения военной службы;
- изучение военно-исторических и правовых основ защиты Отечества;
- сохранение и пропаганда исторической и культурной наследственности своего народа,
использование его героических традиций в процессе формирования у кадет высокого
патриотического сознания, национального достоинства, готовности к выполнению гражданской и
конституционной обязанности в отношении защиты интересов России;
- предоставление учащимся первичных знаний, умений и навыков по основным разделам
предмета «Основы военной службы», общевоинской подготовке (Вооруженные Силы РФ,
общевоинские уставы, строевая, огневая и тактическая подготовки, основы военной топографии),
прикладной физической подготовке, медико-санитарной подготовке и основам гражданской
обороны;
- содействие военно-профессиональной ориентации, теоретической и практической
подготовкам к возможной воинской службе в Вооруженных Силах РФ и в других воинских
формированиях, определенных действующим законодательством;
- привитие чувства необходимости овладения воинскими навыками, приобретения и
совершенствования военных, военно-технических, специальных и методических знаний;
- подготовка кадет, изъявивших желание овладеть профессией офицера, к поступлению в
высшие учебные заведения МО РФ, МЮ РФ, МВД РФ и МЧС РФ, а также в высшие учебные
заведения других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законами
предусмотрена военная служба.
Программа разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации,
федеральными законами Российской Федерации в области образования и безопасности
жизнедеятельности и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования.
Воспитание и самовоспитание культуры безопасности жизнедеятельности проявляются
через формирование ответственности, дисциплины, привычки к соблюдению правил безопасности;
в развитии главных человеческих качеств: гуманности (человеколюбия), милосердия,
взаимопомощи, терпимости (толерантности), любви и доброты по отношению к другим людям.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
1) информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного
процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и
развития учащихся средствами данного учебного предмета;
2) организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей
обучающихся старшего школьного возраста.
В программе определен объем содержания образования по предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности», дано примерное распределение учебных часов по разделам и темам.
Рабочая программа по основам военной службы предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» для 10-х классов составлена в соответствии с:
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №
1897 (в ред. от 11.12.2020 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. №
413 (в ред. от 11.12.2020 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования»;
«Концепцией
преподавания
учебного
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы» (утверждена Решением Коллегии Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
протокол
от
24.12.2018
г.
№
ПК-1вн
(https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/download/719/);
Федеральным законом от 21.11. 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федеральным законом от 29.12. 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и дополнениями);
Федеральным законом от 27.07. 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями);
Распоряжением Правительства РФ от 12.11.2020 г. № 2945-Р «Об утверждении плана
мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
Распоряжением Правительства РФ от 03.02.2010 г. № 134-р «О Концепции федеральной
системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года» (с
изменениями и дополнениями);
Распоряжением Правительства РФ от 02 декабря 2015 г. № 2471-р «Об утверждении
Концепции информационной безопасности детей»;
Распоряжением Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии
безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы»;
Указом Президента РФ от 11 января 2018 г. № 12 «Об утверждении Основ государственной
политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций на период до 2030 года»;
Указом Президента РФ от 16 октября 2019 г. № 501 «О Стратегии в области развития
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года»;
«Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации» (утверждена
Президентом РФ 05 октября 2009 года);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 03 ноября 2015 г. № 1293 «Об
организации работы в Министерстве образования и науки Российской Федерации по обеспечению
условий для формирования у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей
экстремистской и террористической направленности» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля
2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и
учебных пунктах»;
Приказом Министерства просвещения РФ № 766 от 23 декабря 2020 г. «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении
Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» (с изменениями и
дополнениями);
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. № МД-1197/06 «О
К
о
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «СШ № 14»,
н
утвержденной
приказом МБОУ «СШ № 14» от ____.08.2021 г. № _____/01-16.
ц
е
Рабочая программа реализуется в УМК, включающая:
п
- УМК Ким — Горского. Рабочая программа. 10–11 классы: учебно-методическое пособие / С.
ц Ким. – М.: Вентана-Граф, 2019.
В.
и
и
Электронные образовательные ресурсы:
Совет безопасности Российской Федерации - http://www.scrf.gov/ru
п
МЧС России - http://www.emercom.gov.ru
р
Федеральный российский общеобразовательный портал -http://www.school.edu.ru;
о
Министерство здравоохранения РФ- http://www.minzdrav-rf/scrf.ru
ф
Министерство обороны РФ - http://www.mil.ru
и
Министерство образования и науки РФ - http://mon.gov.ru/
л
Федеральный портал «Российское образование»- http://www.edu.ru
а
Портал Всероссийской олимпиады школьников - http://rusolymp.ru;
к
Всероссийская федерация волейбола - http://www. volley.ru;
т
Министерство здравоохранения- http://www.minzdrav-rf/scrf.ru
и
Энциклопедия безопасности http://www.opasno.net
к
Личная безопасность- http://personal-safety.redyt-7.ru
и
Образовательные
ресурсы
ИнтернетаБезопасность
жизнедеятельностиhttp://www.alleng.ru/edu/saf.htm
у
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях- http://www.hardtime.
п
Инфоурок - http://infourok.ru
о
Мультиурок - http://multiurok.ru;
т
Всероссийский учительский сайт - http:/pedportal.net;
р
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё
е
Безопасности
Жизнедеятельности - http: //www. bezopasno st.edu66. Ru;
б
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях - http:// www.hardtime.ru;
л
Информационно-консультационный портал ФЦПРО - http://fgos74.ru;
е
Центр методической и технической поддержки внедрения ИКТ в деятельность ОУ и
н
обеспечения
доступа к образовательным услугам и сервисам - http://ikt.ipk74.ru;
и
Сайт для родителей особых детей - http://ovz.ipk74.ru;
я
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;
п
«Открытый класс» сетевые образовательные сообщества - http://www.openclass.ru;
с
Сеть творческих учителей - http: //www. it-n.ru/;
и
Сайт профильного обучения - http://www.protlle-edu.ru;
х
о
а
к
Журнал «ОБЖ в школе» электронное научно-методическое издание для учителей ОБЖ http://www.scliool-obz.org;
Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов - http://www. schoolcollection. edu.ru/catalog/rubr/7ed3 8401 -26b8-l lda-8cd6-0800200c9a66/37/;
Для учителя ОБЖ материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы http://www.uroki.net/docobgd.htm;
Уроки школьной программы (видео, конспекты, тесты, тренажеры) - http: //interneturok.ru;
Учительский портал. Методические разработки по ОБЖ - http: //www. uchportal.ru/load/81.
II. Планируемые результаты освоения основ военной службы предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности»
1. Личностные универсальные учебные действия:
1) развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых
и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования
индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
2) формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового
образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной,
трудовой, досуговой деятельности;
3) развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью
совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;
4) воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других
людей и окружающей природной среды обитания;
5) формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок
мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в
осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с
людьми в поликультурном социуме;
6) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Универсальные учебные
Личностные результаты обучающихся
действия
1. Самоопределение
1.1. Сформированность российской гражданской идентичности:
(личностное, жизненное,
патриотизма, уважения к Отечеству и своему народу, чувства
профессиональное)
гордости за свой край, свою Родину
1.2. Осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка
1.3. Осознание важности служения Отечеству, его защиты
1.4. Подготовка юношей к военной службе.
2. Смыслообразование
2.1. Сформированность устойчивых ориентиров на саморазвитие и
самовоспитание в соответствии с общечеловеческими жизненными
ценностями и идеалами
2.4. Способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения
2.7. Сформированность ответственного отношения к собственному
физическому и психологическому здоровью, как собственному, так
и других людей, владение основами оказания первой помощи
2.8. Способность к самообразованию и организации
самообразовательной деятельности для достижения
образовательных результатов
3. Нравственно-этическая 3.1. Освоение и принятие общечеловеческих моральных норм и
ориентация
ценностей
Универсальные учебные
действия
Личностные результаты обучающихся
3.2. Сформированность современной экологической культуры,
понимания влияния социально-экономических процессов на
состояние природной среды
2. Предметные результаты
В ценностно-ориентационной сфере:
ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы,
потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной
культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации,
антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации,
выявлять их причины
1) и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
2) осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений;
В коммуникативной сфере:
1) умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья,
адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;
2) умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по
минимизации последствий экстремальной ситуации;
3) стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации;
В сфере физической культуры и здорового образа жизни:
1) накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивнооздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
2) выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических
качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств,
обеспечивающих двигательную активность;
3) соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую
умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления и дистресса
здоровыми способами физической активности;
4) умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической
культурой и в экстремальных ситуациях.
III. Содержание основ военной службы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Тактическая подготовка – 7 часов.
Современный общевойсковой бой. Виды боя.
Международное гуманитарное право. Кодекс поведения военнослужащего Российской
Федерации.
Отделение, расчет, экипаж – низовые звенья воинских формирований. Организация,
вооружение и боевые возможности мотострелкового отделения.
Требования безопасности при проведении занятий по тактической подготовке. Обязанности
солдата в бою.
Действия солдата в бою. Сигналы и команды, подаваемые в боевой обстановке.
Обязанности наблюдателя. Выбор места для наблюдения, его оборудование и маскировка,
оснащение наблюдательного поста.
Выбор места для ведения огня и скрытное расположение на нем, самоокапывание и
маскировка
Огневая подготовка – 10 часов.
Назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка после
неполной разборки.
Работа частей и механизмов автомата при заряжании и стрельбе.
Уход за стрелковым оружием, его хранение и сбережение.
Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения.
Выполнение нормативов по разборке и сборке автомата АК-74 и его модификаций
Назначение, общее устройство и классификация ручных осколочных гранат и запалов к ним.
Положение частей и механизмов ручных осколочных гранат до и после броска. Подготовка ручных
гранат к броску.
Приемы и правила стрельбы из автомата. Подготовка автомата к стрельбе. Меры безопасности
при стрельбе.
Изготовка к стрельбе из стрелкового оружия из различных положений (лежа, с колена, стоя)
из окопов (из-за укрытий). Производство выстрела
Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке, обращении с
оружием и б/п.
Выполнение стрельб из пневматического оружия
Радиационная, химическая и биологическая защита – 4 часа.
Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Классификация и предназначение.
Средства защиты органов дыхания. Правила пользования противогазом, респиратором.
Выполнение нормативов.
Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Порядок пользования им.
Способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического
заражения
Военно-медицинская подготовка - 2 часа.
Основы сохранения здоровья военнослужащих. Оказание первой помощи. Неотложные
реанимационные мероприятия
Аптечка индивидуальная, аптечка войсковая, пакет перевязочный индивидуальный, пакет
противохимический индивидуальный. Состав, предназначение Правила пользования аптечкой
индивидуальной, аптечкой войсковой, пакетом перевязочным индивидуальным, пакетом
противохимическим индивидуальным
Строевая подготовка – 4 часа.
Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь»,
«Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы снять (надеть)». Повороты на
месте. Движение строевым шагом.
Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение воинского приветствия на месте и в
движении
Построения, перестроения, повороты, изменение направления движения. Выполнения
воинского приветствия в строю на месте и в движении
Строи подразделений в пешем порядке. Развернутый и походный строй взвода.
Общевойсковые уставы – 8 часов.
Виды общевойсковых уставов ВС РФ. Обязанности солдата.
Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними.
Размещение военнослужащих
Распределение времени и внутренний порядок. Распорядок дня и регламент служебного
времени.
Обязанности лиц суточного наряда. Назначение суточного наряда, его состав и вооружение.
Подчиненность и обязанности дневального по роте.
Обязанности дежурного по роте. Порядок приема и сдачи дежурства, действия при подъеме
по тревоге, прибытии в подразделение офицеров и старшины роты.
Комната для хранения оружия, ее оборудование. Порядок хранения оружия и боеприпасов.
Допуск личного состава в комнату для хранения оружия. Порядок выдачи оружия и
боеприпасов.
Несение караульной службы — выполнение боевой задачи, состав караула.
Часовой и караульный. Обязанности часового. Пост и его оборудование.
Порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п.п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Раздел
Тактическая подготовка
Современный общевойсковой бой.
Виды боя.
Международное гуманитарное
право. Кодекс поведения
военнослужащего Российской
Федерации.
Количе
ство
часов
7
1
1
Отделение, расчет, экипаж –
низовые звенья воинских
формирований. Организация,
вооружение и боевые возможности
мотострелкового отделения.
Требования безопасности при
проведении занятий по тактической
подготовке. Обязанности солдата в
бою.
Действия солдата в бою. Сигналы и
команды, подаваемые в боевой
обстановке.
1
Обязанности наблюдателя. Выбор
места для наблюдения, его
оборудование и маскировка,
оснащение наблюдательного поста.
Выбор места для ведения огня и
скрытное расположение на нем,
самоокапывание и маскировка
Огневая подготовка
Назначение, боевые свойства и
устройство автомата, его неполная
разборка и сборка после неполной
разборки.
1
Работа частей и механизмов
автомата при заряжании и стрельбе.
Уход за стрелковым оружием, его
хранение и сбережение.
Возможные задержки и
неисправности, возникающие при
стрельбе, и способы их устранения.
1
1
1
10
1
1
Требования к уровню подготовки
обучающихся (ЗУН)
Знать о характере современного боя
Иметь представление о Кодексе
поведения в/сл. ВС РФ -участника
боевых действий и международных
отличительных эмблемах, знаках и
сигналах, исходя из норм МГП
Иметь представление и знать об
организации, вооружении и боевых
возможностях мотострелкового
отделения
Знать и соблюдать требования
безопасности на занятиях по
тактической подготовке, обязанности
солдата в бою.
Иметь представление о порядке
действий в обороне и наступлении,
сигналах и командах, подаваемых в
боевой обстановке различными
способами
Иметь представление о действиях
наблюдателя в бою, уметь
оборудовать и маскировать НП.
Иметь представление о действиях
солдата в бою, уметь оборудовать и
маскировать окоп.
- Знать устройство оружия;
- Уметь устранять простейшие
неисправности;
- Соблюдать требования
безопасности при обращении с
оружием
- Знать устройство оружия;
- Уметь устранять простейшие
неисправности;
- Соблюдать требования
безопасности при обращении с
оружием
№
п.п.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Раздел
Выполнение нормативов по
разборке и сборке автомата АК-74 и
его модификаций
Назначение, общее устройство и
классификация ручных осколочных
гранат и запалов к ним. Положение
частей и механизмов ручных
осколочных гранат до и после
броска. Подготовка ручных гранат к
броску.
Приемы и правила стрельбы из
автомата. Подготовка автомата к
стрельбе. Меры безопасности при
стрельбе.
Изготовка к стрельбе из стрелкового
оружия из различных положений
(лежа, с колена, стоя) из окопов (изза укрытий). Производство выстрела
Требования безопасности при
проведении занятий по огневой
подготовке, обращении с оружием и
б/п.
Выполнение стрельб из
пневматического оружия
Выполнение стрельб из
пневматического оружия
Выполнение стрельб из
пневматического оружия
Радиационная, химическая и биологическая защита
Средства индивидуальной защиты и
пользование ими. Классификация и
предназначение.
Средства защиты органов дыхания.
Правила пользования противогазом,
респиратором. Выполнение
нормативов.
Общевойсковой защитный комплект
(ОЗК). Порядок пользования им.
Способы действий личного состава
в условиях радиационного,
химического и биологического
заражения
Военно-медицинская подготовка
Основы сохранения здоровья
военнослужащих. Оказание первой
помощи. Неотложные реанимационные мероприятия
Аптечка индивидуальная, аптечка
войсковая, пакет перевязочный
индивидуальный, пакет
Количе
ство
часов
1
Требования к уровню подготовки
обучающихся (ЗУН)
Уметь выполнять установленные
нормативы
1
- Знать устройство РОГ;
- Знать маркировку РОГ и
боеприпасов;
- Соблюдать требования
безопасности при обращении с
оружием и боеприпасами
1
Знать меры безопасности при
стрельбе
1
Уметь принимать положение для
стрельбы из различных положений,
производить выстрел, поражать цель.
1
Знать и соблюдать требования
безопасности на занятиях по огневой
подготовке
1
Уметь выполнять установленные
нормативы
Уметь выполнять установленные
нормативы
Уметь выполнять установленные
нормативы
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
Знать общее устройство средств
индивидуальной защиты и уметь
пользоваться ими
Уметь выполнять установленные
нормативы
Уметь выполнять установленные
нормативы
Уметь действовать в условиях
заражения местности.
- Иметь представление об
индивидуальных и коллективных
медицинских средствах защиты и
оказания помощи;
- Уметь ими пользоваться
- Иметь представление об
индивидуальных и коллективных
№
п.п.
24
25
Раздел
противохимический
индивидуальный. Состав,
предназначение Правила
пользования аптечкой
индивидуальной, аптечкой
войсковой, пакетом перевязочным
индивидуальным, пакетом
противохимическим
индивидуальным
Строевая подготовка
Строевые приемы и движения без
оружия. Выполнение команд:
«Становись», «Равняйсь»,
«Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Отставить»,
«Головные уборы снять (надеть)».
Повороты на месте. Движение
строевым шагом.
Строевые приемы и движения без
оружия. Выполнение воинского
приветствия на месте и в движении
Количе
ство
часов
медицинских средствах защиты и
оказания помощи;
- Уметь ими пользоваться
4
1
1
26
Построения, перестроения,
повороты, изменение направления
движения. Выполнения воинского
приветствия в строю на месте и в
движении
1
27
Строи подразделений в пешем
порядке. Развернутый и походный
строй взвода
Общевойсковые уставы
Виды общевойсковых уставов ВС
РФ. Обязанности солдата.
1
Военнослужащие Вооруженных Сил
Российской Федерации и
взаимоотношения между ними.
Размещение военнослужащих
Распределение времени и
внутренний порядок. Распорядок
дня и регламент служебного
времени.
Обязанности лиц суточного наряда.
Назначение суточного наряда, его
состав и вооружение. Подчиненность и обязанности дневального по
роте.
1
Обязанности дежурного по роте.
Порядок приема и сдачи дежурства,
действия при подъеме по тревоге,
1
28
29
30
31
32
Требования к уровню подготовки
обучающихся (ЗУН)
8
1
1
1
- Знать основные положения
строевого устава;
- Уметь двигаться строевым шагом,
производить повороты на месте и в
движении, выполнять воинское
приветствие, осуществлять выход из
строя и постановку в строй, подход к
начальнику и отход от него
Уметь двигаться строевым шагом,
производить повороты на месте и в
движении, выполнять воинское
приветствие.
Уметь двигаться строевым шагом,
производить повороты на месте и в
движении, выполнять воинское
приветствие, осуществлять выход из
строя и постановку в строй, подход к
начальнику и отход от него
Уметь слаженно действовать в строю.
- Знать виды уставов ВС РФ;
- Уметь пользоваться по
необходимости
Знать общие обязанности
военнослужащих, порядок
взаимоотношений между ними.
Знать распределение времени и
внутренний порядок в повседневной
деятельности военнослужащих,
распорядок дня.
Знать основные понятия о суточном
наряде воинской части,
- изучить обязанностях дежурного и
дневального по роте;
- уметь применить полученные
знания на практике.
Знать основные понятия о суточном
наряде воинской части,
- изучить обязанностях дежурного и
дневального по роте;
№
п.п.
33
34
35
Раздел
прибытии в подразделение
офицеров и старшины роты.
Комната для хранения оружия, ее
оборудование. Порядок хранения
оружия и боеприпасов.
Допуск личного состава в комнату
для хранения оружия. Порядок
выдачи оружия и боеприпасов.
Несение караульной службы —
выполнение боевой задачи, состав
караула.
Часовой и караульный. Обязанности
часового. Пост и его оборудование.
Порядок применения поощрений и
наложения дисциплинарных
взысканий.
Количе
ство
часов
1
1
1
Требования к уровню подготовки
обучающихся (ЗУН)
- уметь применить полученные знания
на практике.
Знать основные понятия о суточном
наряде воинской части,
- изучить обязанностях дежурного и
дневального по роте;
- уметь применить полученные знания
на практике.
Знать основные понятия о карауле,
- изучить обязанностях часового;
- уметь применить полученные знания
на практике.
Иметь представление о поощрениях и
дисциплинарных взысканиях
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-техническое обеспечение курса
Кабинет ОБЖ: классную комнату и лаборантскую.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для проведения текущих занятий с
учащимися:
учебно-методическая литература;
аудио-, видеоаппаратура, проекционная аппаратура;
средства программного обучения и контроля знаний;
макеты, муляжи, модели;
тренажеры;
стенды, плакаты;
средства индивидуальной защиты; аудиовизуальные пособия.
Нормативно-правовые документы
Конституция Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон «О гражданской обороне»; Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»; Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»; Федеральный закон
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера»; Федеральный закон «О пожарной безопасности»; Федеральный закон «О безопасности
дорожного движения»; Федеральный закон «О противодействии терроризму»; общевоинские
уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Аудио-, видеоаппаратура, проекционная аппаратура
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран настенный.
Средства программного обучения и контроля знаний
Электронные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от
чрезвычайных ситуаций».
Электронные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и
правила оказания первой помощи».
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.
Электронное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах».
Электронные обучающие программы «Действия при авариях на химически опасных
объектах».
Макеты, муляжи, модели
Макеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог,
водоемов, убежищ (регион проживания учащихся).
Макеты потенциально опасных элементов бытового, учебного, досугового технологического
оборудования.
Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов и респираторов в разрезе.
Макеты убежищ, укрытий с основными системами жизнеобеспечения.
Муляжи тела человека.
Тренажеры
Тренажер для искусственной вентиляции легких и наружного массажа сердца.
Учебно-наглядные пособия: стенды и плакаты или электронные издания
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Безопасность на улицах и дорогах.
Криминогенные ситуации.
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи.
Правила поведения при землетрясениях.
Пожары, взрывы.
Наводнения, затопления.
Классификация пожаров.
Правила оказания первой помощи.
Личная гигиена.
Химическое оружие.
Бактериологическое оружие.
Взрывоопасные предметы.
Ордена России.
Текст военной присяги.
Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия. Приемы и правила метания ручных
гранат.
Организация и несение внутренней службы.
Строевая подготовка.
Гражданская оборона.
Средства индивидуальной защиты
Средства защиты органов дыхания: ватно-марлевые повязки; противопылевые маски;
респираторы; противогазы. Средства защиты кожи.
Средства медицинской защиты: аптечка индивидуальная; индивидуальный перевязочный
пакет; противохимический пакет.
Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы (лицензионные) по поведению в чрезвычайных ситуац иях природного,
социального и техногенного характера.
Учебно-методический комплект по основам безопасности жизнедеятельности
Ким С. В., Горский В. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. 10—11
классы: учебник. — М.: Вентана-Граф.
Ким С. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10— 11 классы: рабочая программа. —
М.: Вентана-Граф.
Ким С. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10— 11 классы: методическое пособие.
— М.: Вентана-Граф.
Учебно-методическая литература
Безопасность на дорогах и на транспорте / М. В. Иашвили, С. В. Петров. — Новосибирск:
АРТА.
Гражданская защита: энциклопедический словарь С. К. Шойгу. — М.: ДЭКС-ПРЕСС.
Кисляков П. А., Петров С. В., Филанковский В. В. Социальная безопасность личности,
общества, государства: учебное пособие. — М.: Русский журнал.
Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие / Г. Г. Гумеров, С. В. Петров. —
Новосибирск: АРТА.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: Эксмо.
Опасности техногенного характера и защита от них: учебное пособие / С. В. Петров, И. В.
Омельченко, В. А. Макашёв. — Новосибирск: АРТА.
Основы обороны государства и военной службы: учебное пособие / А. Д. Корощенко, С. В.
Петров. — Новосибирск: АРТА.
Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся 10—11
классов / А. А. Волокитин, Н. Н. Грачев, В. А. Жильцов и др. — М.: Дрофа.
Петров С. В., Кисляков П. А. Информационная безопасность: учебное пособие. — М.: Русский
журнал.
Селиванов И. П., Конорева И. А. Локальные конфликты в XX веке: геополитика, дипломатия,
войны. 10—11 классы: учебное пособие. — М.: Дрофа.
Энциклопедия
педагогической
валеологии
(основные
медико-психологические,
экологические, педагогические и специальные термины, определения, понятия) / под ред. проф. Г.
Я. Рябинина. — СПб.
Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности
школьников. 5—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в
общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н, Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и
безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики —
главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Харьков Н. Г. Стрелковая подготовка в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Иашвили М. В., Петров С. В. Безопасность на дорогах и на транспорте: учебное пособие. —
Новосибирск: АРТА.
Хромов Н. И. Методика проведения практических занятий по основам военной службы. 10—
11 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Петров С. В., Быструш- кин С. К. Прикладная физическая
подготовка и основы самообороны: учебное пособие. — Новосибирск: АРТА.
Вольхин С. Н, Ляшко В. Г., Снегирев А. В., Щербаков В. А. Основы защиты от терроризма:
учебное пособие. — М.: Дрофа.
Петров С. В., Петрова А. С. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности
жизнедеятельности: учебное пособие. — Новосибирск: АРТА.
Справочные пособия
Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы:
энциклопедический справочник. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности
жизнедеятельности. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при террористических актах: справочник по
основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа.
Интернет-ресурсы
http://edu.gov.ru — официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации.
http://minobrnauki.gov.ru — Министерство науки и высшего образования Российской
Федерации.
http://mil.ru — официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации.
www.mchs.gov.ru — официальный сайт МЧС России. http://fcior.edu.ru/ — сайт Федерального
центра информационно-образовательных ресурсов.
http://www.garant.ru — информационно-правовой портал «ГАРАНТ».
http://rosuchebnik.ru — корпорация «Российский учебник».
http://www.ruor.org — сайт Российского союза спасателей. http://www.school-obz.org — сайт
журнала МЧС России «Основы безопасности жизнедеятельности».
http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://rosolymp.ru — информационный портал Всероссийской олимпиады школьников.