МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО
___________А. В.
Кульчицкая
Протокол № 1
«28» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР __________
А. Ю. Решетняк
Протокол педагогического
совета № 36 от
«29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________К.Д.Минаев
Приказ № 385-О от
«29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ДЛЯ 10 КЛАССА
2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: учитель ОБЗР
Шапин Петр Станиславович
Евпатория, 2025 г.
0
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основы военной службы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен,
прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах,
выполнение конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военнопатриотическое) воспитание старшеклассников.
В ходе изучения Основ военной службы учащиеся получают сведения об обороне государства,
истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функциях и основных
задачах, боевых традициях и символах воинской чести, о воинских обязанностях граждан.
В программе реализованы требования Федеральных законов «Об обороне», «О воинской
обязанности и военной службе», Письмо Минобразования России от 14.05.1999 г. № 714/11
Цели и задачи, реализуемые в ходе выполнения программы курса:
- познакомиться с основами военной службы, с историей создания и развития вооруженных
сил России.
- воспитывать у учащихся любовь к Родине, гордость за славное героическое прошлое нашей
страны, готовность активно строить её будущее.
- развивать у учеников умения использовать современные методы поиска и обработки
информации, исследовательские навыки
Главные задачи основ военной службы
предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»:
- воспитание у учащихся беззаветной преданности своему Отечеству, выработка у них
высокого сознания общественного долга в случае возникновения угрозы суверенитету и
территориальной целостности России, дисциплинированности, стремления добросовестно
выполнять обязанности кадета;
- ознакомление учащихся с основными положениями Конституции РФ о защите Отчизны,
Законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», других нормативноправовых актов по вопросам обороны, военного строительства и прохождения военной службы;
- изучение военно-исторических и правовых основ защиты Отечества;
- сохранение и пропаганда исторической и культурной наследственности своего народа,
использование его героических традиций в процессе формирования у кадет высокого
патриотического сознания, национального достоинства, готовности к выполнению гражданской и
конституционной обязанности в отношении защиты интересов России;
- предоставление учащимся первичных знаний, умений и навыков по основным разделам
предмета «Основы военной службы», общевоинской подготовке (Вооруженные Силы РФ,
общевоинские уставы, строевая, огневая и тактическая подготовки, основы военной топографии),
прикладной физической подготовке, медико-санитарной подготовке и основам гражданской
обороны;
- содействие военно-профессиональной ориентации, теоретической и практической
подготовкам к возможной воинской службе в Вооруженных Силах РФ и в других воинских
формированиях, определенных действующим законодательством;
- привитие чувства необходимости овладения воинскими навыками, приобретения и
совершенствования военных, военно-технических, специальных и методических знаний;
- подготовка кадет, изъявивших желание овладеть профессией офицера, к поступлению в
высшие учебные заведения МО РФ, МЮ РФ, МВД РФ и МЧС РФ, а также в высшие учебные
заведения других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законами
предусмотрена военная служба.
Программа разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации,
федеральными законами Российской Федерации в области образования и безопасности
жизнедеятельности и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования.
1
Воспитание и самовоспитание культуры безопасности жизнедеятельности проявляются
через формирование ответственности, дисциплины, привычки к соблюдению правил безопасности;
в развитии главных человеческих качеств: гуманности (человеколюбия), милосердия,
взаимопомощи, терпимости (толерантности), любви и доброты по отношению к другим людям.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
1) информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного
процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и
развития учащихся средствами данного учебного предмета;
2) организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей
обучающихся старшего школьного возраста.
В программе определен объем содержания образования по предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности», дано примерное распределение учебных часов по разделам и темам.
Рабочая программа по основам военной службы предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» для 10-х классов составлена в соответствии с:
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №
1897 (в ред. от 11.12.2020 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. №
413 (в ред. от 11.12.2020 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования»;
«Концепцией
преподавания
учебного
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы» (утверждена Решением Коллегии Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
протокол
от
24.12.2018
г.
№
ПК-1вн
(https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/download/719/);
Федеральным законом от 21.11. 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федеральным законом от 29.12. 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и дополнениями);
Федеральным законом от 27.07. 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями);
Распоряжением Правительства РФ от 12.11.2020 г. № 2945-Р «Об утверждении плана
мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
Распоряжением Правительства РФ от 03.02.2010 г. № 134-р «О Концепции федеральной
системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года» (с
изменениями и дополнениями);
Распоряжением Правительства РФ от 02 декабря 2015 г. № 2471-р «Об утверждении
Концепции информационной безопасности детей»;
Распоряжением Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии
безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы»;
Указом Президента РФ от 11 января 2018 г. № 12 «Об утверждении Основ государственной
политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций на период до 2030 года»;
Указом Президента РФ от 16 октября 2019 г. № 501 «О Стратегии в области развития
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года»;
«Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации» (утверждена
Президентом РФ 05 октября 2009 года);
2
Приказом Министерства образования и науки РФ от 03 ноября 2015 г. № 1293 «Об
организации работы в Министерстве образования и науки Российской Федерации по обеспечению
условий для формирования у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей
экстремистской и террористической направленности» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля
2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и
учебных пунктах»;
Приказом Министерства просвещения РФ № 766 от 23 декабря 2020 г. «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении
Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» (с изменениями и
дополнениями);
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. № МД-1197/06 «О
К
о
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «СШ № 14»,
н
утвержденной
приказом МБОУ «СШ № 14» от 31.08.2023 г. № _____/01-16.
ц
е
Рабочая программа реализуется в УМК, включающая:
п
- УМК Б.О.Хренников, Н.В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова.
ц Москва: Просвещение, 2023 г.
—
и
и
Электронные образовательные ресурсы:
Совет безопасности Российской Федерации - http://www.scrf.gov/ru
п
МЧС России - http://www.emercom.gov.ru
р
Федеральный российский общеобразовательный портал -http://www.school.edu.ru;
о
Министерство здравоохранения РФ- http://www.minzdrav-rf/scrf.ru
ф
Министерство обороны РФ - http://www.mil.ru
и
Министерство образования и науки РФ - http://mon.gov.ru/
л
Федеральный портал «Российское образование»- http://www.edu.ru
а
Портал Всероссийской олимпиады школьников - http://rusolymp.ru;
к
Всероссийская федерация волейбола - http://www. volley.ru;
т
Министерство здравоохранения- http://www.minzdrav-rf/scrf.ru
и
Энциклопедия безопасности http://www.opasno.net
к
Личная безопасность- http://personal-safety.redyt-7.ru
и
Образовательные
ресурсы
ИнтернетаБезопасность
жизнедеятельностиhttp://www.alleng.ru/edu/saf.htm
у
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях- http://www.hardtime.
п
Инфоурок - http://infourok.ru
о
Мультиурок - http://multiurok.ru;
т
Всероссийский учительский сайт - http:/pedportal.net;
р
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё
е
Безопасности
Жизнедеятельности - http: //www. bezopasno st.edu66. Ru;
б
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях - http:// www.hardtime.ru;
л
Информационно-консультационный портал ФЦПРО - http://fgos74.ru;
е
Центр методической и технической поддержки внедрения ИКТ в деятельность ОУ и
н
обеспечения
доступа к образовательным услугам и сервисам - http://ikt.ipk74.ru;
и
Сайт для родителей особых детей - http://ovz.ipk74.ru;
я
п
с
3
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;
«Открытый класс» сетевые образовательные сообщества - http://www.openclass.ru;
Сеть творческих учителей - http: //www. it-n.ru/;
Сайт профильного обучения - http://www.protlle-edu.ru;
Журнал «ОБЖ в школе» электронное научно-методическое издание для учителей ОБЖ http://www.scliool-obz.org;
Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов - http://www. schoolcollection. edu.ru/catalog/rubr/7ed3 8401 -26b8-l lda-8cd6-0800200c9a66/37/;
Для учителя ОБЖ материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы http://www.uroki.net/docobgd.htm;
Уроки школьной программы (видео, конспекты, тесты, тренажеры) - http: //interneturok.ru;
Учительский портал. Методические разработки по ОБЖ - http: //www. uchportal.ru/load/81.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПОГРАММЫ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»
1. Личностные универсальные учебные действия:
1) развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых
и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования
индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
2) формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового
образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной,
трудовой, досуговой деятельности;
3) развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью
совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;
4) воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других
людей и окружающей природной среды обитания;
5) формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок
мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в
осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с
людьми в поликультурном социуме;
6) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Универсальные учебные
Личностные результаты обучающихся
действия
1. Самоопределение
1.1. Сформированность российской гражданской идентичности:
(личностное, жизненное,
патриотизма, уважения к Отечеству и своему народу, чувства
профессиональное)
гордости за свой край, свою Родину
1.2. Осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка
1.3. Осознание важности служения Отечеству, его защиты
1.4. Подготовка юношей к военной службе.
2. Смыслообразование
2.1. Сформированность устойчивых ориентиров на саморазвитие и
самовоспитание в соответствии с общечеловеческими жизненными
ценностями и идеалами
2.4. Способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения
4
Универсальные учебные
действия
3. Нравственно-этическая
ориентация
Личностные результаты обучающихся
2.7. Сформированность ответственного отношения к собственному
физическому и психологическому здоровью, как собственному, так
и других людей, владение основами оказания первой помощи
2.8. Способность к самообразованию и организации
самообразовательной деятельности для достижения
образовательных результатов
3.1. Освоение и принятие общечеловеческих моральных норм и
ценностей
3.2. Сформированность современной экологической культуры,
понимания влияния социально-экономических процессов на
состояние природной среды
2. Предметные результаты
В ценностно-ориентационной сфере:
ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы,
потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной
культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации,
антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации,
выявлять их причины
1) и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
2) осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений;
В коммуникативной сфере:
1) умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья,
адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;
2) умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по
минимизации последствий экстремальной ситуации;
3) стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации;
В сфере физической культуры и здорового образа жизни:
1) накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивнооздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
2) выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических
качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств,
обеспечивающих двигательную активность;
3) соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую
умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления и дистресса
здоровыми способами физической активности;
4) умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической
культурой и в экстремальных ситуациях.
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Электронные
№
Наименование разделов и тем
(цифровые)
Контро Практи
п/п
программы
Всего льные ческие образовательные
ресурсы
работы работы
Тема 1. Строевая подготовка (6 часов)
1 Строи и управление ими.
1
0
0
Строевые приемы и движения без оружия.
Выполнение команд: «Становись»,
«Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
2
1
0
1
«Заправиться», «Отставить», «Головные
уборы снять (надеть)». Повороты на месте.
Движение строевым шагом.
Строевые приемы и движения без оружия.
3 Выполнение воинского приветствия на
1
0
1
месте и в движении.
Построения, перестроения, повороты,
изменение направления движения.
4
1
0
1
Выполнения воинского приветствия в
строю на месте и в движении.
Выход из строя и возвращение в строй.
5
1
0
1
Подход к начальнику и отход от него.
Строи подразделений в пешем порядке.
6
1
0
1
Развернутый и походный строй взвода.
Итого по теме
6
0
5
Тема 2. Радиационная, химическая и биологическая защита (3 часа)
Средства защиты органов дыхания. Правила
7 пользования противогазом, респиратором.
1
0
1
Выполнение нормативов.
Общевойсковой защитный комплект (ОЗК).
8
1
0
1
Порядок пользования им.
Способы действий личного состава в
9 условиях радиационного, химического и
1
0
1
биологического заражения.
Итого по теме
3
0
3
Тема 3. Огневая подготовка (8 часов)
Назначение, боевые свойства и общее
10
1
0
0
устройство автомата Калашникова.
Работа частей и механизмов автомата
11
1
0
0
Калашникова при стрельбе.
Неполная разборка и сборка автомата
12
1
0
1
Калашникова для чистки и смазки.
Меры безопасности при обращении с
автоматом Калашникова и патронами в
13
1
0
1
повседневной жизнедеятельности и при
проведении стрельб.
14 Основы и правила стрельбы.
1
0
0
15 Ведение огня из автомата Калашникова.
1
0
1
16 Ручные осколочные гранаты.
1
0
0
6
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Итого по теме
8
0
3
Тема 4. Военно-медицинская подготовка (5 часов).
Комплект индивидуальный медицинский
гражданской
защиты
КИМГЗ
и
1
0
0
использование его средств по назначению.
Правила оказания первой помощи при
1
0
1
ранениях.
Правила оказания первой помощи при
1
0
1
ранениях верхних и нижних конечностей.
Практическое занятие.
1
0
1
Практическое занятие.
1
0
1
Итого по теме
5
0
4
Тема 5. Тактическая подготовка (7 часов)
Современный общевойсковой бой.
1
0
0
Инженерное оборудование позиции
1
0
1
рядового бойца.
Способы передвижения в бою при
1
0
1
действиях в пешем порядке.
Элементы военной топографии.
1
0
1
Действия по сигналам оповещения.
1
0
1
Оказание первой помощи в бою.
1
0
1
Способы выноса раненого с поля боя.
1
0
1
Итого по теме
7
0
6
Тема 6. Физическая подготовка (6 часов)
Гимнастика и атлетическая подготовка
1
0
1
Преодоление препятствий.
1
0
1
Ускоренное передвижение, лёгкая атлетика.
1
0
1
Комплексное учебно-тренировочное
1
0
1
занятие
Комплексное учебно-тренировочное
1
0
1
занятие
Комплексное учебно-тренировочное
1
0
1
занятие
Итого по теме
6
0
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
35
0
27
ПРОГРАММЕ
7
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Характеристика основных видов
деятельности учащихся
1. Строевая
1. Строи и управление ими.
Изучить принципы организации
подготовка (6 ч) 2. Строевые приёмы и движение без
строя и управления им.
оружия.
Понимать значение воинского
3. Выполнение воинского приветствия без приветствия.
оружия на месте и в движении.
Освоить выход из строя и
4. Выход из строя и возвращение в строй. возвращение в строй.
5. Подход к начальнику и отход от него. Освоить подход к начальнику и
6. Строи отделения
отход от него.
Изучить строи отделения
2. Радиационная, 7. Назначение, устройство, комплектХарактеризовать основные свойства
химическая и
ность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты и
биологическая
средств индивидуальной защиты
правила их использования
защита (3 ч)
(противогаза и респиратора).
(противогаза и респиратора).
8. Назначение, устройство, комплектЗнать назначение и правила
ность, подбор и правила использования использования общевойскового
средств индивидуальной защиты
защитного комплекта и лёгкого
(общевойскового защитного комплекта
защитного костюма.
(ОЗК) и лёгкого защитного костюма (Л- Освоить правила действия в
1)).
условиях радиационного загрязнения
9. Способы действий личного состава
окружающей среды
Вооружённых Сил Российской Федерации в условиях радиационного
загрязнения, химического и
биологического заражения окружающей
среды.
3. Огневая
10. Назначение, боевые свойства
Характеризовать назначение, боевые
подготовка (8 ч) и общее устройство автомата Калашни- свойства и общее устройство
кова.
автомата Калашникова.
11. Работа частей и механизмов автомата Освоить неполную разборку и
Калашникова при стрельбе.
сборку автомата Калашникова, а
12. Неполная разборка и сборка автомата также чистку и смазку.
Калашникова для чистки и смазки.
Изучить меры безопасности при
13. Меры безопасности при обращении с проведении боевых стрельб и при
автоматом Калашникова и патронами
обращении с оружием.
в повседневной жизнедеятельности и при Отрабатывать приёмы ведения огня
проведении стрельб.
из автомата Калашникова.
14. Основы и правила стрельбы.
Усвоить устройство и поражающие
15. Ведение огня из автомата Калашни- факторы ручной осколочной
кова.
гранаты. Усвоить требования
16. Ручные осколочные гранаты.
безопасности при отработке
17. Меры безопасности при обращении с обращения с ручными осколочными
ручными осколочными гранатами
гранатами
4. Военно18. Комплект индивидуальный медиОтрабатывать возможности
медицинская
цинский гражданской защиты КИМГЗ и использования комплекта
подготовка (5 ч) использование его средств по назначеиндивидуальной медицинской
нию.
гражданской защиты при оказании
19. Правила оказания первой помощи при первой помощи.
ранениях.
Тренировать в оказании первой
20. Правила оказания первой помощи при помощи при кровотечении, при
ранениях верхних и нижних конечностей.
Тема
Содержание темы
8
5. Тактическая
подготовка (7 ч)
6. Физическая
подготовка (6 ч)
21. Практическое занятие.
22.Практическое занятие.
23.Современный общевойсковой бой.
24. Инженерное оборудование позиции
рядового бойца.
25. Способы передвижения в бою при
действиях в пешем порядке.
26.Элементы военной топографии.
27.Действия по сигналам оповещения.
28. Оказание первой помощи в бою.
29. Способы выноса раненого с поля боя
30. Гимнастика и атлетическая подготовка.
31. Преодоление препятствий.
32. Ускоренное передвижение, лёгкая
атлетика.
33. Комплексное учебно-тренировочное
занятие.
34. Комплексное учебно-тренировочное
занятие.
35. Комплексное учебно-тренировочное
занятие
ранениях верхних и нижних
конечностей.
Изучить особенности современного
общевойскового боя.
Изучить основные обязанности
солдата в бою.
Знать и объяснять основные приёмы
передвижения в бою.
Усвоить значение знаний
топографии для успешного ведения
боя. Характеризовать основные
сигналы оповещения и
взаимодействие по сигналам.
Тренироваться по оказанию первой
помощи в бою, освоить способы
выноса раненого из боя
Отрабатывать упражнения из
области гимнастической и
атлетической подготовки.
Отрабатывать преодоление полосы
препятствий, ускоренное
передвижение, элементы лёгкой
атлетики.
Отработка необходимых физических
качеств (силы, быстроты,
выносливости)
Итого: 35 часов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-техническое обеспечение курса
Кабинет ОБЖ: классную комнату и лаборантскую.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для проведения текущих занятий с
учащимися:
учебно-методическая литература;
аудио-, видеоаппаратура, проекционная аппаратура;
средства программного обучения и контроля знаний;
макеты, муляжи, модели;
тренажеры;
стенды, плакаты;
средства индивидуальной защиты; аудиовизуальные пособия.
Нормативно-правовые документы
Конституция Российской Федерации;
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон «О гражданской обороне»;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»;
Федеральный закон «О пожарной безопасности»;
9
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»;
Федеральный закон «О противодействии терроризму»;
общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Аудио-, видеоаппаратура, проекционная аппаратура
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран настенный.
Средства программного обучения и контроля знаний
Электронные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от
чрезвычайных ситуаций».
Электронные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и
правила оказания первой помощи».
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.
Электронное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах».
Электронные обучающие программы «Действия при авариях на химически опасных
объектах».
Макеты, муляжи, модели
Макеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог,
водоемов, убежищ (регион проживания учащихся).
Макеты потенциально опасных элементов бытового, учебного, досугового технологического
оборудования.
Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов и респираторов в разрезе.
Макеты убежищ, укрытий с основными системами жизнеобеспечения.
Муляжи тела человека.
Тренажеры
Тренажер для искусственной вентиляции легких и наружного массажа сердца.
Учебно-наглядные пособия: стенды и плакаты или электронные издания
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Безопасность на улицах и дорогах.
Криминогенные ситуации.
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи.
Правила поведения при землетрясениях.
Пожары, взрывы.
Наводнения, затопления.
Классификация пожаров.
Правила оказания первой помощи.
Личная гигиена.
Химическое оружие.
Бактериологическое оружие.
Взрывоопасные предметы.
Ордена России.
Текст военной присяги.
Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия. Приемы и правила метания ручных
гранат.
Организация и несение внутренней службы.
10
Строевая подготовка.
Гражданская оборона.
Средства индивидуальной защиты
Средства защиты органов дыхания: ватно-марлевые повязки; противопылевые маски;
респираторы; противогазы. Средства защиты кожи.
Средства медицинской защиты: аптечка индивидуальная; индивидуальный перевязочный
пакет; противохимический пакет.
Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы (лицензионные) по поведению в чрезвычайных ситуациях природного,
социального и техногенного характера.
Учебно-методический комплект по основам безопасности жизнедеятельности
Б.О.Хренников, Н.В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов; под ред. С. Н. Егорова. — Москва:
Просвещение, 2023 г.
Учебно-методическая литература
Безопасность на дорогах и на транспорте / М. В. Иашвили, С. В. Петров. — Новосибирск:
АРТА.
Гражданская защита: энциклопедический словарь С. К. Шойгу. — М.: ДЭКС-ПРЕСС.
Кисляков П. А., Петров С. В., Филанковский В. В. Социальная безопасность личности,
общества, государства: учебное пособие. — М.: Русский журнал.
Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие / Г. Г. Гумеров, С. В. Петров. —
Новосибирск: АРТА.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: Эксмо.
Опасности техногенного характера и защита от них: учебное пособие / С. В. Петров, И. В.
Омельченко, В. А. Макашёв. — Новосибирск: АРТА.
Основы обороны государства и военной службы: учебное пособие / А. Д. Корощенко, С. В.
Петров. — Новосибирск: АРТА.
Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся 10—11
классов / А. А. Волокитин, Н. Н. Грачев, В. А. Жильцов и др. — М.: Дрофа.
Петров С. В., Кисляков П. А. Информационная безопасность: учебное пособие. — М.: Русский
журнал.
Селиванов И. П., Конорева И. А. Локальные конфликты в XX веке: геополитика, дипломатия,
войны. 10—11 классы: учебное пособие. — М.: Дрофа.
Энциклопедия
педагогической
валеологии
(основные
медико-психологические,
экологические, педагогические и специальные термины, определения, понятия) / под ред. проф. Г.
Я. Рябинина. — СПб.
Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности
школьников. 5—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в
общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н, Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и
безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики —
главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Харьков Н. Г. Стрелковая подготовка в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Иашвили М. В., Петров С. В. Безопасность на дорогах и на транспорте: учебное пособие. —
Новосибирск: АРТА.
11
Хромов Н. И. Методика проведения практических занятий по основам военной службы. 10—
11 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Петров С. В., Быструш- кин С. К. Прикладная физическая
подготовка и основы самообороны: учебное пособие. — Новосибирск: АРТА.
Вольхин С. Н, Ляшко В. Г., Снегирев А. В., Щербаков В. А. Основы защиты от терроризма:
учебное пособие. — М.: Дрофа.
Петров С. В., Петрова А. С. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности
жизнедеятельности: учебное пособие. — Новосибирск: АРТА.
Справочные пособия
Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы:
энциклопедический справочник. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности
жизнедеятельности. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при террористических актах: справочник по
основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа.
Интернет-ресурсы
http://edu.gov.ru — официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации.
http://minobrnauki.gov.ru — Министерство науки и высшего образования Российской
Федерации.
http://mil.ru — официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации.
www.mchs.gov.ru — официальный сайт МЧС России. http://fcior.edu.ru/ — сайт Федерального
центра информационно-образовательных ресурсов.
http://www.garant.ru — информационно-правовой портал «ГАРАНТ».
http://rosuchebnik.ru — корпорация «Российский учебник».
http://www.ruor.org — сайт Российского союза спасателей. http://www.school-obz.org — сайт
журнала МЧС России «Основы безопасности жизнедеятельности».
http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://rosolymp.ru — информационный портал Всероссийской олимпиады школьников.
12