РП ВД Языковая грамотность (7 класс) ООО 2025-2026

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР
__________

Директор

классных руководителей

___________К.Д.Минаев

А. Ю. Решетняк

Руководитель ШМО
___________А. В. Кульчицкая

Протокол педагогического совета
№ 36 от

Приказ № 385-О от

Протокол № 1

«29» августа 2025 г.

«29» августа 2025 г.

«28» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЯЗЫКОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
ДЛЯ 7 КЛАССА
2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: учитель русского языка и литературы
Кульчицкая Анна Владимировна

Евпатория, 2025 г.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа факультативного курса построена на базе
факультативного курса «Культура речи» (программа Министерства образования РФ, автор
Львова С.И.,// Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных
курсов / С.И. Львова. - М. : Вентана-Граф, 2008. - 80 с. - (Библиотека элективных курсов),
рассчитана на учащихся 7 классов общеобразовательных школ. На курс отводится 34 часа
(1 час в неделю).
Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного
человека - это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной
форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение
этических норм общения.
В центре внимания оказывается культура речи - лингвистическая дисциплина,
вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями
их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель
курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении
стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи - устной и письменной, а также
в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения
языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование
соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования,
лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются
с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание
уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых
средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как
правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может
быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей
родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого
самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических
словарей и к разнообразной справочной литературе для определения нормы, связанной с
тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить
преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить
школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого
самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому
взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;
расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с
точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и

исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике,
создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Цель программы состоит в освоении приемов оптимального построения
высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи –
устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного
отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как
явления культуры.
Учебные задачи
Предметные результаты:
углубить знания о языке;
совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфоэпии,
словообразования, лексики и фразеологии, грамматики;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,
целями, сферой и ситуацией общения;
научить свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста;
развивать такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая
уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого
использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом
соблюдении языковых норм.
Метапредметные результаты:
научить обучающихся эффективному речевому поведению, сформировать навыки
речевого самосовершенствования;
осуществлять речевой самоконтроль (оценивать свою речь с точки зрения её
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты);
формировать навыки правильного и уместного использования языковых средств в
разных условиях общения.
Личностные результаты:
•
соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского
литературного языка (орфоэпические, грамматические, лексические, интонационные);
•
уместно использовать вербальные и невербальные средства речевого общения;
•
овладеть основными нормами русского литературного языка;
•
соблюдать этические нормы общения.
Сроки реализации образовательной программы.
Обучение по программе «Культура речи» рассчитано на один год. На освоение учебного
материала отводится 34 часа.
Формы организации деятельности:
групповая
индивидуальная
парная.
Критерии и способы определения результативности:
устные сообщения, высказывания;
письменные работы;
тестовые задания;
публичные выступления.
Формы подведения итогов:

семинары;
уроки-практикумы;
диалоги с преподавателями, одноклассниками;
научно-практические конференции;
олимпиады, конкурсы различных уровней.

Учебно–тематический план.
№
п/п

Количество Название раздела, темы
часов
Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка:
диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие,
жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные
признаки.
Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой
культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути её
преодоления.
Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся лингвисты о
русском языке. Закон о защите русского языка.
Нормированность - отличительная особенность русского
литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм
русского литературного языка: орфоэпические, интонационные,
лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и
правописные (орфографические и пунктуационные).
Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и эстетический.
Выбор и организация языковых средств

1.

1

2.

1

3.

1

4.

1

5.

1

6.

1

7.

1

8.

1

9.

1

10.

1

11.

1

12.

1

13.

1

14.

1

Основные требования к речи: правильность, точность, ясность,
логичность, чистота, выразительность, уместность употребления
языковых средств.
Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины
нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной
мысли.
Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности
речи. Правильное использование различных пластов лексики как
условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных
слов, употреблённых в речи.
Логическое ударение как средство достижения точности и ясности
речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста
(позиционный, интонационный, лексический, графический).
Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с
нарушением логичности речи
Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы.
Жаргонизмы, слова-паразиты.
Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и
грамматическое богатство русского языка.
Словообразование как источник речевого богатства.

15.

1

Заимствования - один из источников обогащения русского языка.

16.

1

Словарный запас человека и источники его пополнения.

17.

1

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности
русской
речи:
звуковой
строй
языка;
лексическая,

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

22.

1

23.

1

24.

1

25.

1

26.

1

словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность
слова, антонимия и др.
Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная
фонетическая её организация. Звукопись как изобразительное
средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи.
Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное
богатство родной речи.
Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная
фонетическая её организация. Звукопись как изобразительное
средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи.
Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное
богатство родной речи.
Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная
фонетическая её организация. Звукопись как изобразительное
средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи.
Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное
богатство родной речи.
Выразительные
возможности,
русского
словообразования.
Индивидуально-авторские новообразования; использование их в
художественной речи. Словообразовательный повтор как
изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с
корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных
по одной словообразовательной модели).
Выразительные
возможности,
русского
словообразования.
Индивидуально-авторские новообразования; использование их в
художественной речи. Словообразовательный повтор как
изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с
корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных
по одной словообразовательной модели).
Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в
котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды
поэтических тропов и использование их мастерами русского слова:
эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола,
олицетворение. Изобразительные
возможности
синонимов,
антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в
речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в
речи.
Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в
котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды
поэтических тропов и использование их мастерами русского слова:
эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола,
олицетворение. Изобразительные
возможности
синонимов,
антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в
речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в
речи.
Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая
синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Стилистические функции некоторых синтаксических средств:
порядка слов, однородных и обособленных членов предложения,
обращений и вводных слов и т. п.
Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая
синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

27.

1

28.

1

29.

1

30.

1

31.

1

32.

1

33.

1

34.

1

Стилистические функции некоторых синтаксических средств:
порядка слов, однородных и обособленных членов предложения,
обращений и вводных слов и т. п.
Стилистические фигуры, построенные на изобразительновыразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм,
антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание,
риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и
бессоюзие.
Стилистические фигуры, построенные на изобразительновыразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм,
антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание,
риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и
бессоюзие.
Паралингвистические средства выразительности речи (жесты,
мимика, пантомимика).
Уместность
речи.
Стилевая,
ситуативно-контекстуальная,
личностно-психологическая уместность речи.
Уместность
речи.
Стилевая,
ситуативно-контекстуальная,
личностно-психологическая уместность речи.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности,
стилистической уместности и выразительности речи.
Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов
наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с
учётом особенностей речевой ситуации.
Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и
уместности речевого высказывания, его соответствия нормам
современного русского литературного языка.

Содержание изучаемого курса:
Языковая норма и её виды (3 ч)
Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка: диалектная речь
(народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные,
тайные языки) и их отличительные признаки.
Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как
социальное явление. Речевая агрессия и пути её преодоления.
Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся лингвисты о русском языке.
Закон о защите русского языка.
Нормированность - отличительная особенность русского литературного языка.
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические,
интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и
правописные (орфографические и пунктуационные).
Исторические изменения норм. Вариативность норм.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический
словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь
и справочники по русскому правописанию.
Культура речи (5 ч)
Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и эстетический.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и
условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности,
эффективности, этичности речевого общения.
Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота,
выразительность, уместность употребления языковых средств.
Коммуникативный аспект культуры речи (26 ч)
Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения
точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное
использование различных пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить
смысл малопонятных слов, употреблённых в речи.
Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные
способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный,
лексический, графический).

Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности
речи.
Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы, приводящие к
обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения,
отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.
Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое
богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства.
Заимствования - один из источников обогащения русского языка.
Словарный запас человека и источники его пополнения.
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи:
звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия;
многозначность слова, антонимия и др.
Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная фонетическая её
организация. Звукопись как изобразительное средство. Роль словесного ударения в
стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное богатство родной речи.
Выразительные возможности, русского словообразования. Индивидуальноавторские
новообразования;
использование
их
в
художественной
речи.
Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов;
слов с корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной
словообразовательной модели).
Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово
употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование
их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха,
гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности синонимов, антонимов,
омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы
и поговорки; их использование в речи.
Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых
синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения,
обращений и вводных слов и т. п. Стилистические фигуры, построенные на изобразительновыразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон,
градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение,
многосоюзие и бессоюзие.
Паралингвистические
пантомимика).

средства

Уместность
речи.
Стилевая,
психологическая уместность речи.

выразительности

речи

(жесты,

ситуативно-контекстуальная,

мимика,
личностно-

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической
уместности и выразительности речи. Осознанный выбор из существующих
синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств
с учётом особенностей речевой ситуации.
Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого
высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Акишина АЛ., Формановская Н.И. Этикет русского письма.-М., 1981.
2.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для
студ. сред. проф. учеб, завел. — М., 2006.
3.
ВведенскаяЛА. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.
4.
Введенская Л А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи:
Учебное пособие для вузов. — Ростов-на-Дону 2001.
5.
Гойхман ОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура
речи. — М., 2002.
6.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
7.
Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма — Л 1978.
8.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М..
1994.
9.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5
— 9 классы. — М., 1989.
10.
Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.
11.
Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 1991.
12.
Минеева СЛ. Полемика — диспут — дискуссия. — М., 1990.
13.
Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование стилистического
мышления). М., 1994.
14.
Розентпалъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1998.
15.
Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М.,
2000.
16.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие / под ред. О.Я. Гойхмана. —
М., 2002.
17.
Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дуняев и др.; под
ред. В.Д. Черняк. — М., 2002.
18.
Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
19.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».