РП ВД ФГ глобальные компетенции (7 класс) ООО 2025-2026

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЗАХАРА АРТЁМОВИЧА СОРОКИНА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ”
(МБОУ “СШ №14 им. З. А. Сорокина”)
ул. Луговая, дом 13, г. Евпатория, Республика Крым, 297420,
тел. (36569) 2-08-06, e-mail: school_evpatoriy14@crimeaedu.ru
ОКПО 00808660 ОГРН 1149102175518 ИНН 9110086857 КПП 911001001

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
классных руководителей
Руководитель ШМО
___________А. В. Кульчицкая
Протокол № 1
«28» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР __________
А. Ю. Решетняк
Протокол педагогического
совета № 36 от
«29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________К.Д.Минаев
Приказ № 385-О от
«29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ:
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»
ДЛЯ 7 КЛАССА
2025 - 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: учитель
Дудакова Е. Л.

Евпатория, 2025 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения экологии в 7 классе обучающиеся:
1. Освоят важнейшие экологические знания и экологическую терминологию;
2. Сформируют познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного
приобретения знаний из различных источников информации и жизненного
опыта;
3. Приобретут основы экологически грамоты, как необходимого элемента
общечеловеческой культуры;
4. Научатся применять полученные знания и умения для обеспечения
экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений,
наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
5. Сформируют систему научных знаний об экологических связях в
окружающем мире, целесообразности его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.
6. Сформулируют принципы экологического мышления, готовности к
общественной деятельности экологической направленности.
1. Результаты освоения внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в течении всего периода обеспечит формирование у учащихся УУД.
Личностные УУД:
 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
 осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
 эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
 патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
 уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
 способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
 умения управлять своей познавательной деятельностью;
 умение организовывать свою деятельность;
 определять её цели и задачи;
 выбирать средства и применять их на практике;
 оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,
её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.

создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом)
Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во
внеурочной познавательной деятельности.
Первый уровень - воспитательные результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:
принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных
ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей
межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не
только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны
человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной
социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.
Второй уровень - познавательная деятельность.
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.
Работа школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению
к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволят учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благод аря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия
взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей
собственной. Например, тема:
«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»
Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные
с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например,
можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический
аспект клонирования.
Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые
научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым
жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать
вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной
ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится
объектом эмоционального переживания.
Третий уровень - познавательная деятельность.
Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно
это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или
иных социально ориентированных акций. На занятиях учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам..
Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Программа рассчитана на 34 часа.
Содержание курса
Расширяем экологическую грамотность
Введение. Анкетирование. Экологические проблемы родного края. Экологическая терминология. Ученые экологи.
Азбука народной мудрости. Законы природы в пословицах и поговорках.
Биоиндикация и биозащита. Ритмы жизни. Живые часы и барометры. Лекарство
или яд. Правила сбора и использования лекарственных растений, грибов.
Экологическая опасность и безопасность. Понятие опасности и безопасности. Загрязнение воздуха, воды, почвы: виды загрязнения, последствия,
пути решения проблемы. Видовое разнообразие – стабильность жизни. Моя
Красная книга. Безопасность ближайшего окружения (продукты питания, химия
в быту, ядовитые животные и растения).
Экологический практикум. Распознавание объектов живой природы. Этапы исследования. Определение загрязненности воздуха и воды. Биогеоценоз и
его компоненты. Определение качества продуктов питания.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия

1

Введение
Анкетирование. Правила поведения в природе.

2

Экологические термины

3
4-5

Галерея ученых
Экологические проблемы родного края

6-7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22

Азбука народной мудрости
Законы природы в пословицах и
поговорках
Биологические способы защиты
растений
Лишайники – показатели чистоты воздуха
Практикум «Жаворонок или сова»
У природы нет плохой погоды…
История аптекарского дела
Лекарственные растения
Правила сбора растений и грибов
Экологическая опасность и безопасность
Понятие опасности и безопасности
Читаем книгу леса
Читаем состав используемых товаров
Человек - царь природы или….
Свалка по имени Земля
Акция «Чистая планеты – начни
с себя»
Уникальность планеты Земля
Сохраняя видовое разнообразие –
бережем планету

Дата
План
Факт

Вид деятельности
Работа
с
бланками анкеты,
информ.
Работа
со
словарем,
Википедией.
Работа с источниками
информации
Интеллектуальная игра
Работа с информацией
Мини исследование
Мини проект
Лекция
Час общения
Обсуждение
Лекция
Практ. раб.
Практ.раб.
Эколог. сказка
Эколог. игра
Экологический десант
Видеолекция
Оформление
стенда в ка-

32

Моя Красная книга
Экологический практикум.
Этапы проведения экологического исследования
Определение
загрязненности
воздуха в кабинете
Определение качества питьевой
воды
Определение качества и срока
годности продуктов по упаковке,
внешнему виду.
Определение условий для жизни
дрожжей хлебопекарных
Определение видового состава
растений на пришкольной территории
Определение взаимосвязей компонентов живой и неживой природы
Влияние человека на природу

33
34

Итоговое тестирование
Достижения года

23
2425
26
27
28

29
30

31

бин.
Мини проект
Составление
алгоритма
Практ.работа
Практ.работа
Практ.работа
Работа с инф.
Практ.работа
Работа с инф.
Эколог.десант
Подведение
итогов

Цель: Углубление экологических знаний учащихся, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Тип урока: Информационно – познавательный
Метод: групповой (2 команды)
Оборудование: мультимедиа, карта полушарий
Оформление: рисунки на экологическую тему.
Эпиграф «Встань пораньше и приведи в порядок свою планету».
(Антуан де Сент-Экзюпери).
Ветки дерева нарисовать на доске – для 2- х команд.
Работа с ведущими понятиями (словарная работа).
Опережающее задание:
1.
Учащимся 7 кл. подготовить сообщения о загрязнении воздушного бассейна Земли, воды, почвы, лесов.
2.
Учащимся 8 кл. изготовлены знаки предупреждения, установленные в
лесах.
Подготовить
1
Сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3.
2
Рисунки с изображениями мусора (указать очки)
3
Зеленые листочки (образ листьев дерева) для учета очков
Условия игры
За каждый правильный ответ команде будут давать поощрительные листочки
(образ листьев дерева которые навешиваем на ветки деревьев на доске). С
помощью этих листочков определим команду победительницу.

Ход мероприятия
Здравствуйте ребята! Я приветствую всех на нашем празднике.
Экология слово известные Вам «экос» - дом «логос» - учение т.е. учение о
доме. Общий дом для всех людей на земле – это планета Земля.
День 22 – апреля объявлен всемирным днем «Земли». К этому празднику на I
этапе вы подготовили рисунки и рефераты. На этих рисунках вы выразили
свои мысли и чувства в защиту природы. Очень хочется, чтобы наша Земля
была так же сказочно красива, как изумрудный город (звучит музыка) дети
показывают и объясняют, что они нарисовали. На этих рисунках все богатство вашего воображения.
1 уч-ся : Все наши мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе
человека и природы.

2 уч-ся.:Спасибо. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего
и объединяет нас здесь. И этого замечательно. Земля, на которой селился человек, возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки
брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали
Землю живым существом, самодействующим (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, застывает зимой и пробуждается с возвратом весны).
3 уч-ся :Р. Рождественский написал стихотворение о земле:
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода.
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать неохота
Сейчас нам не до этого пока.
Пока Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц и реки без воды
Все меньше – окружающей природы
Все больше – окружающей среды.
1 уч-ся: Это произошло потому что Планета наша весьма засорена, но мы
еще не осознали опасность жизни на огромной свалке. Мы то пока на ней
живем, но смогут ли жить наши дети?
Звучит музыка
2 уч-ся: Наши ребята подготовили сообщения о загрязнении воздушного
бассейна Земли, воды, почвы, лесов (звучат доклады).
1 уч-ся: Человек опасен для природы не только пожарами и разливами
нефти, но и бездушным уничтожением всего живого.
Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений
даже во время прогулок по лесу существуют знаки предупреждения. И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что они обозначают.

Класс делится на две команды
I конкурс « Расшифруйте знак»
Показывают знаки предупреждения (8 штук)
Задание: Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и для чего он нужен?
II конкурс на смекалку.
А теперь я хочу предложить Вам ситуацию, которую Вы можете встретить в
природе и узнать, как вы из нее выйдите.
Задание I команде:
Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в него попадает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду водоема. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками
они заглатывают и дробинки, и нередко погибают от отравления свинцом.
Ваша задача: помочь уткам т.е на ощупь выбрать керамзит (дробинки) и
оставить камешки на дне
II
команде
За лето на озере побывало много отдыхающих, и вода покрылась слоем мусора. А у уток появилось потомство. Чтобы утята могли плавать по чистому
озеру, надо очень быстро очистить водоем. Ваши действия?
Вопросы командам:
1. До того дошли – завели что-то вроде «морских дворников». (Это спецсуда, которые наводят чистоту. Есть теперь корабли мусоросбор щики.
(За правильные ответы выдаются листочки)
2. Как вы поступите, встретив в лесу раненого зверя или птицу? (Маленьких птенцов и детенышей зверей никогда не следует трогать руками и
уносить домой. В природе о них позаботятся их родители, которые
находятся неподалеку.)
1уч-ся: Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека? Нет? Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы государство создает охраняемые территории, заповедники, заказники,
национальные парки:
И у нас в Бурятии есть:
заповедники (ребята перечисляют)
1.
Баргузинский
2.
Байкальский

Национальные парки: 1) Забайкальский 2)Тункинский
Заказники: всего их 30, на территории Иволгинского района 2: Гурульбинский, Кокоринский.
Ответы поощряются листочками.
Оставшись один в лесу, в степи, человек остается и на наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И может быть, одна из
самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на
планете – это пробудить в людях совесть, понимание того, что можно и чего
нельзя.
И тому подтверждение эти 4 строчки:
Все тесно связано вокруг
Примеры мы не станем множить
Цветка ты не заденешь вдруг
Чтобы звезды не потревожить.
Звучит музыка
На этом можно подвести итоги I тура нашего урока и подсчитать очки (перерыв)
II тур. Мы продолжаем игру-праздник. 2-й тур мы проведем в виде экологической игры т.е. «Экологический эрудицион» на тему «Свалка по имени Земля»
Это интеллектуально - познавательная игра.
Этот экологический эрудицион посвящен одной из самых злободневных и
актуальных тем - загрязнению планеты Земля.
2уч-ся:Сегодняшнее население Земли - это общество суперпотребителей.
Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20т сырья, правда большая его часть-97% идет в отход львиная доля отходов приходится лишь на
несколько десятков развитых стран. Более того современная экономика поощряет расточительство. Например: 20 лет назад автомобили пробегали 250
тыс. км без ремонта и поломок, а теперь на спидометре машины 120 тыс. км
– и она претендент на свалку.
Хорошо покупаются новые красивые виды товаров. А старые, но вполне еще
годные вещи выбрасываются.
И так мусор постепенно становится монстром цивилизации.
При нынешнем состоянии экономики люди еще долго обречены жить среди
этих рукотворных памятников своей беззаботности. Тому подтверждение эти
строки:
Вот она летит, маленькая какая!!!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зябкой прохладой вея

Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозную полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на Помощь.
Просит прийти на помощь!!
Вопрос «Куда идет мусор?» становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
I конкурс эрудициона: «Что мы выбрасываем, или золотые россыпи помоек!»
Команды получают сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3
На каждый задаваемый вопрос есть три варианта ответа, вы должны выбрать
ответ с указанной цифрой и показать номер карточки.
20 вопросов.
Звучит музыка
«Что мы выбрасываем, или золотые россыпи помоек»
Вопросы:
1. Большую часть мусора загрязняющего Землю составляют.
1.
Пластмасса
2.
Стекло
3.
Металл
2. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются
жители.
1.
Москвы
2.
Лондона
3.
Нью-Йорка
3.
Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:
1.
Производство упаковочных материалов
2.
Переработка мусора
3.
Производство автомобилей
4.
Прежде чем начинать утилизацию отходов им необходимо:
1.
Рассортировать
2.
собрать в одном месте
3.
Раскрошить
5.
Для того, чтобы переработать пластмассу, ее необходимо
1.
Компостировать
2.
Сжечь при специальных условиях
3.
Переплавить
6.
Первоочередная забота при выборе места свалки:
1.
Защита поверхности земли и грунтовых вод

2.
Ограждения места свалки
3.
Укомплектование соответствующей техникой
7.
Появление «партизанских» свалок влечет за собой:
1.
Загрязнение почвы
2.
Уродство ландшафта
3.
Изменение климатических условий (температура, влажность)
8.
Основа для разработки санитарных норм, а также для решения об
открытии или остановке того или иного производства:
1.
Предельно допустимая концентрация вещества
2.
Наличие тяжелых металлов
3.
Государственный стандарт качества.
9.
Вредные выбросы оказывают влияние:
1.
Только на те регионы, где появилось загрязнение
2.
На близлежащие регионы
3.
Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело
свет»
10. Самая страшная «добавка» к воде
1.
Бытовой мусор
2.
Пестициды
3.
Минеральные удобрения
11. Какую страну называют «мусорным ящиком Европы»
1.
Британию
2.
Россию
3.
Польшу
12. Более половины общего количества отходов в странах Европейского
экономического сообщества приходится:
1.
На тяжелую промышленность
2.
На легкую промышленность
3.
На сельское хозяйство
13. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в
окружающую среду
1.
Газы
2.
Жидкости
3.
Твердые вещества
14. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством
отходов, попадающих в окружающую среду:
1.
Их захоронение
2.
Разработка правовых механизмов регулирования процесса
3.
Рециркуляция (повторное использование отходов)

15. Поступлению в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1.
Загрязнением
2.
Экологическим кризисом
3.
Интродукцией
16. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
1.
Теплоэнергетика
2.
Нефте- и газопереработка
3.
Автотранспорт
17. Оптимальное решение энергетической проблемы:
1.
Экономия энергии
2.
Развитие атомной энергетики
3.
Развитие ветроэнергетики
18. Гарбология – это
1.
Наука о доме, местопребывании
2.
Наука, изучающая почву
3.
Мусороведение
19. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без
изменения
1.
10 лет
2.
50 лет
3.
100 лет и более
20. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки микробы за:
1.
1-2 года
2.
5-8 лет
3.
20 и более лет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».